Беседы учителя с родителями. Часть 1

Дек 24 2010

Беседы учителя с родителями
Тематика бесед и общие методические советы по их проведению. На родительских собраниях целесообразно проводить систематические беседы с родителями на педагогические темы. Просвещение родителей позволяет поднять их педагогическую культуру, вооружить знаниями о процессе формирования личности ребенка, об общих законах его развития, выработать единый со школой подход к детям. Тематика бесед определяется общими задачами воспитания и особенностями воспитательной работы с данным коллективом родителей и детей. Наиболее важными темами для бесед с родителями являются следующие:

1. Забота о воспитании детей — конституционная обязанность родителей.
2. Содержание и методы воспитательной работы учителя с детьми данного класса.
3. Формирование личности ребенка в семье.
4. Как помогать детям овладевать знаниями и хорошо учиться.
5. Нравственное воспитание детей в семье.
6. Воспитание трудолюбия детей в семье.
7. Организация досуга в семье.
8. Воспитание культуры поведения детей.
9. Преодоление отрицательных черт в характере ребенка.
10. Авторитет, личный пример и ответственность родителей за воспитание детей.

Указанные общие темы могут быть разбиты на несколько подтем. Например, из темы «Как помогать детям овладевать знаниями и хорошо учиться» можно выделить подтемы; «Воспитание у школьников любви к чтению», «Воспитание у школьников умения самостоятельно приобретать знания», «Воспитание самоконтроля у детей» и т. д. На тему «Воспитание культуры поведения детей» также может быть проведено несколько бесед: «Воспитание у младших школьников культуры речи», «Воспитание вежливости», «Воспитание у школьников умения правильно вести себя в общественных местах».

К проведению беседы на родительском собрании учитель должен тщательно готовиться. Эта подготовка начинается с определения темы беседы. Выбор темы зависит от реальных условий: подготовленности родителей к воспитанию детей, их педагогической культуры, конкретных воспитательных задач, стоящих перед учителем, уровня воспитанности детей. Последовательность бесед должна быть такой, чтобы вооружить родителей системой знаний, а не идти только вслед за событиями в классе и сиюминутными трудностями воспитания, которые возникают у родителей.

Но тема первой беседы в каждом классе одна и та же. Начиная учебный год, учитель знакомит родителей с основным содержанием и методами воспитательной работы с детьми в данном классе. Он знакомит родителей с задачами, которые ставит перед собой воспитатель, рассказывает о том, каких результатов воспитания он хочет добиться, какие методы и приемы воспитания будет использовать для достижения поставленной цели. Эта первая беседа очень важна и в то же время сложна для восприятия родителей. Учитель раскрывает перед родителями свои профессиональные замыслы, а слушателями его являются люди, которые не имеют специальной педагогической подготовки и одинакового практического опыта воспитания. Поэтому изложение основных установок и перспектив воспитания должно быть доступным родителям, чтобы каждый из них проникся идеями педагога, понял его замысел и представил себе, как надо строить воспитание в семье в соответствии с той работой, которая будет проводиться в школе. Решение этой трудной задачи требует продумывания плана беседы, формы изложения материала, формулировки воспитательных проблем, которые будут поставлены перед родителями.

Эффективность беседы на любую из вышеуказанных тем зависит от того, насколько хорошо учитель знает условия воспитания детей в каждой семье, уровень воспитанности самих учеников, достижения и трудности в формировании личности своих воспитанников. Готовясь к беседе, учитель подбирает яркие и убедительные факты, которые подтверждают основные педагогические положения беседы. Большинство родителей воспринимает педагогические идеи лучше, если они иллюстрируются примерами из практики школьного и семейного воспитания. В некоторых случаях бывает целесообразно пригласить родителей побывать на уроках и познакомиться с приемами работы учителя. Например, если учитель проводит беседу с родителями о воспитании самостоятельности и самоконтроля у детей, то на уроках математики и русского языка родители могут увидеть, как воспитывает это качество у детей педагог. Родители убедятся в том, что учитель не сразу, при нервом же затруднении, приходит на помощь ребенку, а старается указать ему путь поиска ответа, подсказать, как можно проверить правильность решения задачи.

В беседу учителя с родителями на собрании могут быть включены краткие выступления самих родителей. Родителей к такому выступлению надо подготовить: определить содержание выступления, помочь отобрать факты из опыта воспитания.

Готовясь к проведению беседы, учитель должен сформулировать конкретные советы н рекомендации о том, как надо строить семейное воспитание в связи с темой беседы, как вырабатывать у школьников то или другое умение, формировать то или иное качество личности.

Беседа на родительском собрании не должна быть продолжительной, обычно она занимает 20 — 25 минут. Беседа строится таким образом, чтобы, с одной стороны, сообщить родителям в системе педагогические знания, а с другой — заставить их задуматься о своем опыте воспитания, проанализировать его, увидеть собственные сильные стороны, возможные упущения. Фактов, которые учитель использует в беседе, немного. Они должны отражать типичные ситуации, чтобы в результате их анализа родители могли бы вывести конкретные правила, получить совет, необходимый для успешного семейного воспитания. Очень осторожно, особенно при анализе отрицательных явлений, следует называть фамилии учеников н их родителей. Об отклонениях в развитии ребенка, его недостатках и проступках лучше говорить с родителями индивидуально.

Беседа будет более эффективна, если в ней сообщать не только бесспорные положения, но и такие, которые вызовут вопросы, обмен мнениями. Одним словом, беседа должна затронуть родителей «за живое», поднять актуальные для них проблемы. В процессе беседы целесообразно продемонстрировать детские работы: тетради, поделки, выпущенные стенгазеты, монтажи, дневники октябрят. Знакомство с детскими работами заставит родителей сопоставить работы своего ребенка с работами других ребят, наглядно увидеть, что удается ребенку, в какой поддержке и помощи он нуждается.

Важно, чтобы в процессе беседы учитель соблюдал чувство меры как в отношении методических положений и конкретных примеров, так и в сообщении и анализе положительного и отрицательного в поведении детей, в организации семейного воспитания. В конце беседы, подводя ее итоги, целесообразно, чтобы учитель дал родителям «Памятку», в которой в виде методических рекомендаций содержатся основные положения беседы.

Примерное содержание некоторых бесед Забота о воспитании детей — конституционная обязанность родителей

Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик предоставляет человеку самые широкие политические, социальные и экономические права, но одновременно налагает на него и высокие обязанности перед Родиной. Долгом гражданина СССР является добросовестный труд, укрепление социалистической собственности, бережное отношение к на родному добру, защита Отечества, уважение национального достоинства граждан, содействие развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержание всеобщего мира, охрана природы, непримиримость к анти-общественным поступкам. Моральные нормы развитого социалистического общества возведены в ранг основного закона государства. Содержание статей новой Конституции требует от родителей, как советских граждан, глубокого понимания сущности коммунистического воспитания детей. Поэтому одной из первых бесед на родительском собрании может стать беседа «Забота о воспитании детей — конституционная обязанность родителей».

Примерный план беседы

1. Статья 66 Конституции СССР гласит: «Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь»,
2. Организация жизни современного младшего школьника в семье.
3. Сочетание родительской твердости, требования и ласки в воспитании младшего школьника.
4. Как приучить детей заботиться о родителях и других членах семьи.

Учитель в беседе с родителями подчеркивает, что воспитание детей, забота о них требуют от родителей любви к детям, интереса к их жизни, знаней, времени. Родителям надо показать, что современные условия, в которых происходит воспитание, облегчают этот процесс. Воспитание происходит в обществе, «законом жизни которого является забота всех о благе каждого», повышается уровень образования и культуры родителей, созданы реальные возможности для формирования и всестороннего развития личности школьник.-) По с другой стороны, педагогически неправильное понимание этих условий и тех благ, которые дает своим гражданам общество развитого социализма, может несколько затруднять процесс воспитания. Поэтому забота о детях должна состоять н в том, чтобы усилиями родителей в семье создавалась нравственная атмосфера глубокого уважения и интереса друг к другу, с малых лег воспитывалось презрение к иждивенчеству, эгоизму, желанию получить больше, чем отдаешь обществу, другим людях.

Заботиться о ребенке не значит оберегать его от трудностей, а научить его достойно преодолевать их. Родители должны знать внутренние побуждения ребенка, его цели и мотивы поведения, только тогда можно педагогически грамотно воздействовать на внутренний мир младшего школьника.

Для того чтобы научить детей заботиться о родителях, необходимо, чтобы у младшего школьника были реальные возможности для осуществления этой заботы. Дети, хотя бы в общем виде, должны знать бюджет семьи и что сколько стоит, понимать, что доступно для семьи, а что — нет. Они должны знать первочередные потребности каждого члена семьи, взрослых, детей. Принцип, который, к сожалению, еще господствует в некоторых семьях, — «все лучшее и в первую очередь детям» — не всегда педагогически оправдан. Конечно, ребенок должен иметь все необходимое, но также важно, чтобы у него возникала искренняя потребность и самому отдать что-то лучшее родителям, бабушке, дедушке. Ребенок может отказаться от какого-то удовольствия, чтобы помочь родителям, сделать что-то через силу, руководствуясь нравственными мотивами. И родители должны сознательно принимать такую помощь, понимать, что она (эта помощь) важна прежде всего для самого ребенка.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: