Беседы учителя с родителями. Часть 2

Дек 24 2010

Беседы учителя с родителями
Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться.

Примерный план беседы:

1. Соблюдение режима дня — важное условие успешной учебы ребенка.
2. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьниками.
3. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома. Помощь родителей детям в организации их учебного труда идет в трех направлениях.

Родители организуют режим дня школьников, проверяют выполнение домашних заданий, приучают детей к самостоятельности. Учитель должен убедить родителей в необходимости придерживаться режима дня. На убедительных примерах о» показывает, что соблюдение режима помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления. У 20% школьников слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости в начальных классах.

При планировании учебной работы школьника и других его обязанностей по дому, свободных занятий родителям важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чем-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребенок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу — просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать — ее посылают погулять с младшим братом,

В зависимости от типа нервной системы ребенка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медлительные испытывают при этом особые трудности. Младший школьник и в силу своих возрастных особенностей еще не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить-одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребенку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своем и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения.

Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребенок вдруг говорит: «Не пойду я никуда, Всегда, как только начну что-нибудь интересное, так обязательно другое заставят делать». Родители должны дать ребенку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а ее необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: «Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе положила здесь деньги». Или сыну: «Заканчивай делать пропеллер, через 10 минут будем накрывать на стол».

Всякое необоснованное переключение ребенка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив ее. Если это войдет в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка — не доводить дела до конца.

Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего возраста, в котором начинает формироваться отношение к обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду.

Режим предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе, Учитель подчеркивает, что родители не должны нарушать Этого требования. Таким образом, родители должны понять, что их главная задача — помощь ребенку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребенок будет хорошо работать я а уроке.

Учитель рассказывает родителям о том, как они должны контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего гадания. А затем просмотреть в правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради — не надо спешить показывать, где она. Ребенок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: «Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких же примеров в классе. Каким способом можно проверить — есть у тебя ошибки или нет?» И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.

Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребенка дополнительными (необходимыми, по их мнению) учебными занятиями. У таких родителей ребенок выполняет сначала задания на черновике, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задает на дом два столбика примеров, родители заставляют ребенка выполнить четыре — лучше будет знать! Причем все это делается за счет свободного времени. Ребенок переутомляется, быстро устает и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом. Учитель должен разъяснить родителям: если они дают дополнительные задания своему ребенку, то количество и содержание их должно быть обязательно согласовано с ним.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключиться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки. Учитель должен разъяснить родителям, сколько времени уходит на приготовление уроков в среднем и какие отклонения от этого времени допустимы для некоторых детей с учетом их индивидуальных особенностей и темпов развития. Долго сидеть за приготовлением уроков — это еще не значит хорошо их приготовить. Бесконечное сидение за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется неусточивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. В этом случае ребенок напишет, например, строчку, а затем отвлечется и начнет рассказывать о том, что было сегодня в классе; опять вернется к письму, вновь отвлечется — начнет чинить карандаш н т. д. Конечно, это отражается на качестве выполнения задания. Чтобы приучить ребенка к усидчивости, родители ставят перед ним задачу — уложиться в определенной время, ставят перед ним часы; он же, глядя на часы, учится распределять свои занятия по времени.

Не все дети одинаково развиваются, отдельные дети даже в I классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток, мпг бы быть преодолен со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребенком, буквально вдалбливая в его голову урок. Раздражаясь, они начинают кричать на сына (или дочь), назынать его тупицей. В результате дело идет еще хуже, ребенок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неуда ч. Терпение родителей, доброжелательный тон — важное условие успешной помощи ребенку в учении.

Главная задача родителей — проконтролировать, когда ребенок сел за уроки, все ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.

Как воспитать у ребенка любовь к чтению

Примерный план беседы

1. Выбор книги для чтения.
2. Что делать, если ребенок не любит читать.
3. Как надо рассматривать иллюстрации в книге.
4. Беседы с детьми о прочитанном. Б. Гигиена чтения.

В беседе учитель подчеркивает значение для успешного обучения ребенка по всем предметам его умения читать, интереса к книге. Иногда ребенок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет ее правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения.

В I классе ученики начинают самостоятельно читать, им позволяют брать книги из школьной библиотеки. У многих ребят появляется собственная домашняя библиотечка. Дети рассказывают друг другу о прочитанных книгах. Им хочется быть похожими на любимых литературных героев.

Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребенок не любит книги. <Что надо сделать, чтобы ребенок полюбил чтение? — часто спрашивают они, — Мы покупаем много книг, а сын и не смотрит на них».

Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит только купить книгу, как она сразу же понравится ребенку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.

Большинство младших школьников любит читать. Но сами выбрать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. Некоторые родители ошибочно думают, что любое чтение полезно, а другие считают, что за чтением детей должны следить учитель в библиотекарь и роль родителей в этом деле невелика. Действительно, учитель и библиотекарь следят за чтением детей, но не всегда они могут оградить учащихся от книг, предназначенных не для них. Только совместные усилия библиотекарей, учителей и родителей могут повлиять на правильное развитие детского чтения.

Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы «Что читать детям», Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учетом возраста детей, включены произведения художественной и научно-популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза.

Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Поэтому целесообразно в основном придерживаться тех рекомендаций, которые даны в списках для чтения. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Это часто бывает вредным, потому что младшие школьники не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения. Они воспринимают его поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать поверхностно, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждения автора.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне и героях-революционерах, о мирном труде взрослых и детей, о школе, пионерском лагере, о музыке, искусстве.

Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетам вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книга приключенческого жанра не были единственными в чтения детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.

Если ребенка особенно интересует жизнь растений или животных, разные машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.

Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе. Учащиеся III класса должны читать доступные для них книги по географии, естествознанию, технике.

Дети младшего школьного возраста имеют свои журналы («Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер») и газету «Пионерская правда». Во многих областях и республиках издаются местные детские газеты и журналы. Хороша выписать для ребенка какой-либо журнал или газету. Если, такой возможности нет, надо приучить ребенка брать их из библиотеки.

Начиная с III класса, дети должны привыкнуть регулярно читать «Пионерскую правду», где систематически освещаются в доступной для них форме политические события, происходящие у нас в стране и за рубежом, жизнь детей за границей в СССР, пионерские и октябрятские дела. Для себя I — II классов газету могут читать вслух родители или старшие братья я сестры.

…Нельзя сказать, чтобы Володя не любил книги. Он может подолгу держать книгу в руках, рассматривать картинки, переворачивать страницы. Но сам читать не любит. «Папа, у • меня интересная книга. Почитай, пожалуйста», — часто обращается он к отцу. Папа берет книгу, читает. Прочитав главу, откладывает в сторону: «Читай дальше сам».

Володе интересно, что будет в следующей главе. Он берется за книгу, но самому читать трудно: слова не складываются в предложения так быстро как у папы. Володя перескакивает через несколько строчек, поэтому не -все понятно. Некоторые слова он читает неправильно, из-за этого искажается смысл написанного. Помучившись немного, Володя идет к бабушке, маме иле старшей сестре: «Почитай книжку».

Иногда кто-нибудь сжалится, почитает Володе. И так повторяется почти каждый день. Володя не любит читать самостоятельно потому, что сам процесс чтения для него труден. Книги серьезные и интересные для его возраста он читает с трудом, а книги более легкие для самостоятельного чтения уже не так интересны для него по содержанию.

Родители должны помочь ребенку развить технику чтения. Для этого надо чаще упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения.

Иногда дети не любят читать потому, что их первые самостоятельные книжки были скучными, они не задели ни мысли, ни чувства ребенка, прошли мимо его сознания. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объему, чтобы ребенок смог быстро прочитать их. Если родители затрудняются в ВЫ» боре книги, не знают, какую книгу купить, надо посоветоваться с учителем ил» библиотекарем.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль нам незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами — все это вызывает у детей интерес к книге.

Продолжительность жизни животных: сколько живут хорьки и прочие домашние животные.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: