Беседы учителя с родителями. Часть 4

Дек 24 2010

Беседы учителя с родителями
Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду играет припер отца. Если отец никогда не помогает матери, вслух высказывается, что то или иное дело женское и недостойно мужчины, то сыновья, естественно, начнут стыдиться домашней работы, отказываться от нее.

Те родители, которые берегут детей от труда, строго с них не спрашивают за выполнение необходимых обязанностей по дому, пусть не очень интересных, подчас утомительных и однообразных, делают детей несчастными. Освобожденные от домашнего труда, дети вырастают, с одной стороны, просто неумелыми, я с другой — неуважительно относящимися к труду. Родителям надо напомнить слова А. С. Макаренко, который писал: «Мы хорошо знаем, насколько веселее н счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые… не умеют обслужить сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».

Приучать детей к домашнему труду надо постепенно. Мать, молодая женщина, жалуется учительнице, что, когда она заболела и не могла встать с постели, ей пришлось очень тяжело еще и от того, что некому было прибрать в комнате, сходить за хлебом, за молоком, некому разогреть и подать пишу, «Но ведь у вас уже большой сын?» — говорит учительница. «Да разве он что может, ведь маленький совсем, во II классе учится», — отвечает женщина.

Эта мать не только недооценивает своего сына как помощника, во и воспитывает из него белоручку и беспомощного человека.

Впоследствии под влиянием учителя, желая исправить ошибку, допущенную в воспитании сына, мать попыталась включить ребенка в общие семейные заботы и для начала привлечь его к уборке комнаты. Уходя из дома, она распорядилась: «Прибери в комнате, вытри везде пыль и протри мокрой тряпкой пол». Искренне желая все делать как можно лучше, мальчик все же Ее смог выполнить поручения. Во-первых, он не знал, что значит «везде» вытереть пыль. Кроме того, он не умел пользоваться тряпкой и водой, и так налил в комнате, что матери пришлось потратить немало времени н усилий, чтобы восстановить в комнате порядок. «Ну разве он сможет быть помощником? Я же говорила, что рано ему еще», — волновалась мать при встрече с учителем.

В чем же ошибка этой матери? Она не учла, что ее сын никогда не принимал участия в уборке комнаты и не имел никакого опыта в этой работе. А ведь его надо было постепенно приучать к домашним делам, тогда многие поручения не были бы для него непосильными. Такой ребенок и в школе чувствует себя неуютно: он не может выполнить обязанностей дежурного, вя-за него звездочка не справляется с заданиями.

Постепенно приучать ребенка к выполнению того или иного вида работы можно с помощью организации совместного труда родителей и детей. Сначала в труде основную роль играют родители, а дети выполняют отдельные операции, отдельные поручения. Первое время, например, работу по уборке комнаты можно организовать так: один стул берет девочка, другой — мать. «Смотря, как я протираю стул, — объясняет мать, — вот в этих местах скапливается больше всего пыли. Здесь надо более тщательно протирать». Девочка старательно подражает матери.

Когда ребенок освоит ту или иную работу в начнет свободно с ней справляться, ему следует давать самостоятельные задания. Например, вдет уборка комнаты. Мать обметает потолок, стены, а девочка в это время протирает стулья так, как ее научила мама,

Сначала ребенку надо давать небольшие задания н переключать на другую работу по мере выполнения предыдущего поручения. Если первое время ребенок с непривычки устает, следует быстрее переключить его на другую, более легкую работу. Постепенное привлечение детей к домашней работе помогает выработать у них нужные умения и навыки. Домашний труд стано-вится для ребенка делом необременительным, у него вырабатывается необходимое трудовое усилие.

Одно из главных условий воспитания трудолюбия — серьезный интерес родителей к труду детей — учебному, домашнему, общественно полезному. Родители постоянно должны проявлять ярко выраженную заинтересованность а трудовой деятельности своего сына или дочери, в ее результатах.

Что удается в труде? Что не удается? Где причина неудач? Просто лень или нежелание помочь взрослым, стать самостоятельным? Или неумение, отсутствие необходимых навыков? Как помочь ребенку — сделать за него или показать, как надо сделать, и потребовать, чтобы было сделано на совесть? Ограждать ребенка от любых трудностей, или ребенку, даже младшему школьнику, нужны эти трудности, чтобы научиться преодолевать их? Все эти вопросы могут стать предметом серьезных размышлений н на очередном родительском собрании, в индивидуальной беседе с отцом или матерью.

Участие ребенка в домашнем труде приучает выполнять свой первый долг сына, дочери, члена семьи перед родителями и близкими, отсюда вырастает потом естественная потребность выполнения общественного долга взрослого» гражданина.

Дети и телевидение

Примерный план беседы

1. Воспитательные возможности телевидения.
2. Что следует младшим школьникам смотреть по телевидению.
3. Как обсуждать с детьми увиденное.

Телевидение н другие средства массовой информации (радио, кино, не* чать) воздействуют на младшего школьника, выступая мощным двигателем его воспитания и развития. Дети довольно много проводят времени у телевизоров, смотрят передачи ‘и для детей и для взрослых. Для большинства детей телевидение стало большим другом, помогающим узнать много нового и интересного. Признавая несомненную пользу, которую может оказать телевидение в воспитании детей, необходимо помнить, что эту пользу надо еще суметь извлечь. А для этого важно представить себе, какое место в режиме дня должен занять просмотр телепередач, какие передачи следует смотреть младшим школьникам, какую воспитательную работу необходимо проводить после того, как дети посмотрели ту или иную передачу. Время, которое идет на просмотр телепередач, нередко отнимается от уроков, от книг, от пребывания на воздухе и т. д. И в этом отношении можно говорить только об относительной пользе телевидения. Поэтому количество времени, идущее на просмотр телепередач, должно быть определено режимом дня школьника. Для младшего школьника это 3 — 4 передачи в неделю. Далеко не все отцы н матери сразу согласятся с этим требованием, признают его педагогически целесообразным. Родители, позволяя ребенку смотреть многие передачи подряд, считают, что таким образом отвлекают их от дурного влияния улицы, безделья. Поэтому они даже поощряют ежедневное сидение детей около телевизора, считая это не только интересным, но и полезным занятием. Вследствие этого для некоторых школьников просмотр передач становится потребностью, их неудержимо влечет к телевизору, и ради него они спешат вс* дела сделать поскорее или вовсе бросают все, как только загорится экран. Родители пользуются этим пристрастием ребенка, чтобы заставить его сесть за уроки, заставить выполнить домашнюю работу или свое распоряжение. Они говорят: «Не сделаешь — не разрешу смотреть телевизионную передачу*. Однако, добиваясь своей цели, заставляя что-то выполнить, родители забывают, что и учебные занятия, и домашние обязанности именно поэтому часта выполняются наскоро, кое-как. В это время все мысли ребенка поглощены предстоящей передачей, стремлением любой ценой получить право смотреть телевизор. Это уже наносит очевидный вред воспитанию, мешая формированию ответственного отношения к труду и учению. Длительный просмотр передач плохо влияет на нервную систему и зрение детей. Нервная система часто не выдерживает большой эмоциональной нагрузки, повышенной чувствительности к мелькающему свету. Особенно это относится к детям ослабленным, впечатлительным.

Итак, телепередачи должны занять ограниченное время в режиме дня ребенка. Он должен твердо знать, что определенные часы отводятся для про-тулок и игр. уроков, чтения книг, просмотра телепередач. Родители вместе с детьми просматривают программу телепередач на неделю, намечают, что будут смотреть дети. Иногда это специальная передача для младших школьников, иногда то, что будут смотреть и взрослые (например, «Клуб путешественников»). Утром, уходя на работу, родители еще раз напоминают ребенку, что к определенному времени надо закончить все уроки, чтобы просмотреть намеченную передачу.

Для школьников 1 — 3 классов проводятся специальные передачи.

В воспитательном отношении эффективны передачи, которые организуют деятельность детей. В телепередачах дают темы для рисунков, объясняют, как сделать занимательную поделку, предлагают интересное задание, которое дети могут сделать для коллектива своей звездочки, для младших, для своих родителей. Телепередачи помогают не только расширять общий кругозор детей, но н формировать нх индивидуальные интересы. Дети, увлекающиеся рисованием, могут узнать много интересного о живописи; дети, любящие животных, черпают интересные сведения об их повадках и жизни, и таким образом получают материал для организации деятельности, связанной с предметом увлечения.

Телепередачи надо уметь использовать в воспитании детей умело и целенаправленно.

Если просмотр телепередач недостаточно педагогически корректируется, то усвоение новых сведении и фактов для младшего школьника представляет определенное затруднение. Большинство детей уже через 2 — 3 дня не могут рассказать о содержании передачи, которую они смотрели, младший школьник нередко с трудом самостоятельно осмысливает полученную информацию, с трудом может определить выразить свое отношение к тем фактам и событиям, явлениям, о которых он узнал в передачи. Перед родителями теперь стоит особая задача по формированию у ребенка умения пользоваться средствами массовой информации, привычки обращаться к тем сведениям, которые он получает из этих источников. Поэтому необходимо систематическое обсуждение с детьми увиденного по телевизору, иначе просмотренные передачи не будут иметь существенного влияния на ребенка, а в некоторых случаях будут просто вредны.

Родителям важно знать, чти ребенок запомнил, чтбо понял, что произвело на него особое впечатление. Хорошо, если родители позволяют ребенку для просмотра детских передач пригласить своих товарищей. Дети смогут обменяться впечатлениями, вместе участвовать в каком-либо деле, организованном телепередачей.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: