Человек снимает личину

Июл 15 2012

Человек снимает личину
Давным-давно, в VIII веке до нашей эры, жил в Древней Греции философ Ксанф. И был у него раб по имени Эзоп. Надо сказать, что Эзоп был не просто рабом. Он был баснописцем, человеком остроумным и мудрым. Хозяин же его, хоть и считался философом, то есть любителем мудрости, умом не блистал. Он и в истории остался только потому, что владел Эзопом…

Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал Ксанфу, что в бане только один человек. Но когда Ксанф пришел в баню, то увидел, что там полно народу.

— Что же ты морочил мне голову? — набросился он на Эзопа.

— Взгляни на этот камень, — сказал Эзоп. — Он лежал у порога, и все спотыкались о него и ругались, однако никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он — единственный человек в этой бане.

Эта древняя история может служить наилучшим определением понятия «личность». Психологи считают основным способом существования личности постоянное развитие, направленное на реализацию своих возможностей в деятельности и общении. А самое главное, только став личностью, человек может активно воздействовать на окружающую действительность и отношения с другими людьми.

В психологии для обозначения этого состояния есть определенное понятие — «субъект». В наиболее общем определении личность как раз и называют субъектом деятельности.

В старинной истории рассказывается, как король, чтобы выбрать на важный пост самого достойного, предложил придворным испытание. Он привел всех претендентов к двери в дальнем углу сада. Дверь была каменная, огромных размеров и, казалось, вросла в землю. «Кто сможет открыть? » — спросил король. Один за другим все подходили, оглядывали дверь и говорили: «Нет». И только один решился, толкнул ее изо всех сил, и она легко открылась, потому что она была чуть прикрыта. «Ты получишь пост, — сказал король, — ибо ты не полагался на то, что видишь и слышишь, но привел в действие собственные силы и рискнул попробовать! »

Еще в древности философы пытались определить, кто из людей может называться личностью, и всегда увязывали это понятие с понятиями не только деятельности, но и добра, справедливости, блага. Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей — ни плохих, ни хороших. Философ ответил: «Плохих — за то, что творят зло, хороших — за то, что позволяют им это делать». Известен рассказ о том, как Диоген, чтобы показать, что он не считает афинян достойными называться людьми, средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам города. «Что ты делаешь? » — спрашивали его. «Ищу человека», — отвечал Диоген.

В наше время на вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. Один из исследователей проблемы личности, Г. Олпорт, делая обзор научных работ, посвященных личности, составил список из пятидесяти определений этого понятия. Исследователи согласны только в одном: личностью не рождаются, а становятся. Для этого человек (даже если он от рождения слепоглухонемой) должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью (слепоглухонемые люди учатся специальному языку), а затем с ее помощью многими двигательными, интеллектуальными и культурными навыками.

При этом надо иметь в виду следующее. Понятие «человек» включает все человеческие качества, свойственные людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у конкретного человека. А понятие «индивид» относится именно к конкретному человеку и включает, кроме общих для всех людей, только этому человеку присущие психологические и биологические качества.

Существует и еще одно понятие, которое используют при разговоре о проблемах личности. Это понятие «индивидуальность». Индивидуальность включает лишь те свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других. Можно сказать, что индивидуальность — это личность в ее своеобразии.

Надо сделать еще одно замечание. В русском языке термин «личность» происходит от древнерусского слова «личина». Так называли маски, которые надевали на себя скоморохи во время представлений. Но со временем значения слов «личность» и «личина» совершенно разошлись. Понятие «личность» всегда связано с определением настоящего в человеке. Понятие «личина», или «маска», психологи используют, когда говорят о том, что человек скрывает свои истинные качества.

Когда только начинались исследования личности, психологам казалось, что это будут достаточно простые исследования. Надо только перечислить все качества личности, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его поступки важные для него самого и других людей.

Но оказалось, что описать личность с помощью перечисления ее качеств очень трудно. В английском языке, например, есть 17 953 определения, которые, описывают особенности поведения человека, при этом 4 500 из этих определений относятся к постоянным характеристикам. Кроме того, чрезвычайно трудным оказалось определить, присущи ли те или иные качества тому или иному человеку. Например, одного и того же человека можно назвать скрытным или открытым, расчетливым или добросовестным, серьезным или легкомысленным в зависимости от того, с кем мы этого человека сравниваем или в каких ситуациях наблюдаем.

Личность исследовали величайшие психологи XX века. Разработано много теорий и методов ее исследования. Но, может быть, самая интересная — это гуманистическая теория личности.

Один из виднейших сторонников этой теории А. Маслоу (1908-1970) считал основной потребностью человека самоактуализацию, то есть стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Самоактуализирующиеся люди преданы своему делу, они стремятся к реализации высших ценностей (добра, истины, порядочности, красоты, справедливости, совершенства). Эти ценности становятся для них жизненно важными потребностями.

Вот некоторые из особенностей самоактуализирующейся личности.

Самоактуализирующийся человек:

активно воспринимает действительность и способен хорошо ориентироваться в ней;

принимает себя и других людей такими, какие они есть;

сосредотачивает внимание на том, что происходит вовне, а не замыкается только на собственных чувствах и переживаниях; обладает чувством юмора; имеет развитые творческие способности; не приемлет условности; способен к глубокому пониманию жизни; устанавливает с окружающими людьми (хотя и не со всеми) доброжелательные личные взаимоотношения;

умеет полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не только на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;

открыто и честно ведет себя во всех ситуациях;

способен брать на себя ответственность, а не уходить от нее.

От чего зависит успешность поведения личности? Уровень успешности определяется степенью развитости ее эмоций и воли, познавательных способностей, отношением к своему Я, мерой доверия к себе и миру, характером, системой оценок и самооценок, уровнем притязаний, коммуникативными навыками, уверенностью в себе, способностью к самоутверждению.

Кроме того, крайне важно, каково направление локуса контроля у личности. Слово «локус» в переводе с латинского языка означает «место». Направление локуса контроля — это склонность человека видеть источники управления своей жизнью преимущественно либо во внешней среде, либо в себе самом. Если человек принимает на себя ответственность за большую часть успехов и неуспехов, происходящих в его жизни, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то данный человек обладает внутренним контролем. Если человек склонен видеть причины своих успехов или неуспехов в других людях, в окружающей среде, в судьбе, случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего контроля.

История по случаю

Когда писатель Е. Пермяк сочинил маленький рассказ под названием «Филя», он и не думал, что его герой обладает внешним локусом контроля.

«Хвалился Филя, что он всё может делать. Всё умеет.

Заставили Филю траву косить. Весь день Филя косил. Ничего не накосил. Только время потерял.

— Как же это ты, Филя, оплошал?

— Коса тупа и коса, — отвечает Филя, — то в землю норовит воткнуться, то поверх траву косит. Я лучше коров буду пасти.

Стал Филя коров пасти. Разбрелось стадо. Еле собрали.

— Как же это ты, Филя, оплошал?

— А это не я оплошал, — отвечает Филя. — Это хозяева. Они ноги коровам не связали. А как их, несвязанных, пасти? Разбредаются. Я лучше баркас буду водить. В рулевые пойду.

Стал Филя баркас водить. Баркас туда-сюда рыскает. Рыскал, рыскал да и сел на мель.

— Как же это ты, Филя, оплошал?

— Клина не дали, — отвечает Филя.

— Какого клина, Филенька?

— Того, которым руль заклинивают, чтобы баркас туда-сюда не поворачивал. Я лучше на скрипке играть стану.

Стал Филя на скрипке играть. Собаки на селе завыли, кошки по чердакам попрятались. Люди на улицу выбежали.

— Ты что это, Филя, народ полошишь? Зачем хвастал, что все можешь?

— Да глазами-то я все что хочешь сделать могу, только руки меня не слушаются. Они во всем виноваты, а не я.

Опять Филя отговорился и правым оказался. Но работы верхогляду с тех пор никто больше не доверял».

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: