«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»

Июн 12 2012

Страх
Одно из самых сильных отрицательных чувств — чувство страха. Страх выступает в самых разных обличьях и в самых разных ситуациях. Древние греки ощущали присутствие вокруг себя многочисленных богов и богинь, внушавших страх. Сыновья бога войны Ареса Деймос и Фобос вызывали страх и ужас, рядом с ними всегда находились богиня раздора Эрида и сеющая убийства богиня Энио. А когда кричал лесной бог Пан, панический ужас охватывал не только людей, но все живое. Что же такое страх?

Страх — это прежде всего неизвестность. Когда человек должен сделать что-то не очень хорошо ему знакомое, он начинает бояться неудачи. Если же ему необходимо вновь и вновь повторять безуспешное действие, а неудачи вновь и вновь повторяются, у человека возникает устойчивый страх перед этим действием.

Страх может проявляться как состояние боязливости, испуга и доходить до невыносимого (панического) ужаса. Испуганный человек в первый момент останавливается как вкопанный, задерживает дыхание, остается неподвижным, как бы инстинктивно стараясь остаться незамеченным. Кожа при этом может мгновенно побелеть, как перед обмороком, иногда выступает холодный пот, во рту пересыхает, голос становится сиплым или пропадает совсем.

Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает. Французский врач Ален Бомбар решил разобраться в причинах гибели терпящих бедствие в открытом море. Он переплыл океан в одиночку в резиновой спасательной шлюпке и обнаружил, что главной причиной гибели людей в море является чувство обреченности, ужас перед стихией. Бомбар пришел к выводу, что 90 процентов людей гибнут в море в течение первых трех дней, когда еще не может быть и речи о смерти из-за отсутствия пищи или воды. Как известно, после гибели «Титаника» спасательные суда подошли к месту катастрофы через три часа. Но к этому времени в лодках среди пассажиров было уже много людей, погибших от страха.

Предполагают, что чувство удивления связано с теми же условиями, при которых возникает страх. Но при удивлении внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе — на предвосхищении угрозы. Поэтому, чтобы преодолеть страх, надо не думать о результатах события, а анализировать его причины.

Тревожность — это реакция на неопределенную ситуацию, которая, возможно, несет в себе угрозу, опасность. Тревога подобна сосущему чувству голода. Можно быть активным и храбрым перед лицом большой опасности. Но в состоянии тревоги человек чувствует себя — и на самом деле является — беззащитным. Страх, так же, как и тревога, — реакция на опасность, но опасность очевидную, реальную. В случае тревоги опасность скрыта и субъективна. Поэтому реакция на страх более или менее пропорциональна наличной опасности, а тревога несоизмерима, так как она, как правило, включает и воображаемые препятствия.

Человек в тревоге не может полноценно действовать и занят тем, что подавляет растущую агрессию, в результате устает и впадает в апатию, то есть в состояние болезненного равнодушия, безразличия ко всему окружающему.

Правда, иногда слабая тревога, проявляясь как беспокойство за исход дела, мобилизует человека, повышает его активность, усиливает чувство ответственности.

Если тревожность — эмоциональное проявление неуверенности в будущем, то беспечность — проявление избыточной уверенности. Беспечность возникает в ситуации, когда успех еще не достигнут, но кажется гарантированным. Если же мы уверены в неуспехе наших действий, мы реагируем отчаянием.

Надежда на шкале ожиданий занимает промежуточное положение между тревожностью и беспечностью, а страх — между беспечностью и отчаянием.

Стыд — тревожность социальная, это тревога за свою репутацию, когда есть вероятность не оправдать ожидания окружающих. От страха «что со мной сделают?» человек переходит к стыду «что обо мне подумают?» и от стыда к угрызениям совести «что я сам о себе подумаю?». Совесть, как и стыд, — социальное чувство. Но стыд обращен во внешний мир: человек боится выглядеть некрасиво в глазах окружающих.

Совесть — это стыд перед собой лучшим. Если совесть у человека не развита, его нельзя назвать свободным; он не может управлять собой сам, а окружающие управляют им с помощью кнута и пряника. Когда же совесть у человека вполне развита, только она управляет человеком, отвращая его от дурных поступков. Один древний мудрец сказал: «Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести».

Надо сказать, что угрызения совести терзают человека только тогда, когда он совершил некий обдуманный поступок. Если человека спровоцировали на заведомо вредное для него и окружающих действие, им овладевает раскаяние. Когда он совершает нечто дурное неумышленно и необдуманно, его охватывает горе.

Совесть развивается, если человек анализирует свои поступки и чувства, соотносит свои поступки с тем, что должно, делает правильные выводы и не повторяет совершённых однажды ошибок. Узнает человек, что должно и что не должно делать, не только на практике, но и из книг. Однажды Аристотеля спросили: «Какая тебе польза от философии?» Он ответил: «Благодаря ей я по своей воле делаю то, что другие делают из страха перед законами».

Сказка по случаю

О том, что не стоит страшиться еще не случившегося, рассказывают многие сказки, например английская сказка «Три умные головы». Начинается она так:

«Жил на свете фермер с женой, и была у них одна-единственная дочка, у которой был жених, некий джентльмен. Каждый вечер он приходил к ним в гости и оставался ужинать. А дочку посылали в погреб за пивом. Вот как-то раз спустилась она вниз, принялась цедить пиво в кувшин, а сама возьми да и взгляни на потолок. И что же видит — торчит в балке топор. Верно, воткнули его туда давным-давно, но так или иначе, а раньше она его не замечала. И принялась она думать да раздумывать: «Не к добру здесь топор торчит! Вот поженимся мы, и будет у нас сынок, и вырастет он большой, и спустится в погреб за пивом, а топор вдруг свалится ему на голову и убьет его. Вот горе-то будет!»

Поставила девушка на пол свечу и кувшин, села сама на скамью и принялась плакать».

Те, кто не читали эту сказку, наверняка знают сказку братьев Гримм «Умная Эльза». А эти сказки — почти близнецы. Во всяком случае, и в той и в другой сказке и мать, и отец, когда спустились посмотреть, что же случилось с их дочкой, сели рядом и тоже заплакали.

«Наконец джентльмену надоело одному сидеть в кухне, и он тоже спустился в погреб посмотреть, что случилось. Видит: сидят все трое рядышком и плачут-заливаются, а пиво по всему полу течет-растекается. Бросился он к крану, закрыл его, а потом и спрашивает:

— Что такое? Почему вы тут сидите все трое и плачете, а пиво по всему полу у вас растеклось?

— Ох-ох-ох, — говорит отец. — Только посмотрите на этот страшный топор! Что, если вы с нашей дочкой поженитесь, и будет у вас сынок, и вырастет он большой, и спустится в погреб за пивом, а топор вдруг свалится ему на голову и убьет его?

Тут все трое расплакались пуще прежнего. А джентльмен рассмеялся, выдернул из балки топор и говорит:

— Немало я поездил по свету, но таких умных голов, как вы, никогда не встречал!»

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: