Действительно ли «злые языки страшнее пистолета»

Сен 21 2012

Злые языки
Однажды Ксанф предупредил Эзопа, что у него будут обедать его друзья и поэтому он должен приготовить самое лучшее, самое прекрасное, что существует на свете. Выслушав приказание, Эзоп отправился на базар, купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.

— И это ты считаешь самым лучшим, — разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.

— Да, — отвечал Эзоп, — именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, — всё существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.

Всем пришлось согласиться с Эзопом.

На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу: «Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать! »

Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.

— Вчера ты утверждал, что язык — самое прекрасное на свете, сегодня он оказался самым худшим! — злорадно воскликнул Ксанф.

— Совершенно верно, хозяин, — ответил невозмутимый Эзоп. — Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.

Эзоп, со свойственным ему остроумием, говорил о том, что в психологии определяют как отношения и общение.

Так как люди живут в обществе, то человек постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми. И, вступая в эти отношения, он, вольно или невольно, обменивается с окружающими информацией. То есть вступает с ними в общение.

Психологи исследуют общение, как и другие психологические явления, с разных сторон, в частности, со стороны его содержания, целей и средств.

Содержание общения — это информация, которую один человек передает другому. Человек может передавать информацию о своем эмоциональном состоянии, надеясь определенным образом настроить собеседника на общение; можно передавать информацию о своих потребностях, рассчитывая, что собеседник поможет тем или иным способом их удовлетворить. Но одновременно люди обмениваются друг с другом знаниями о мире, богатым опытом, способностями, умениями, навыками.

Цель общения — это то, ради чего человек общается с другими людьми. В общении реализуется потребность в другом человеке. С помощью общения люди организуют различные виды деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга.

Средства общения — это способы кодировки, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного человека к другому.

Кодировка информации — это способ ее передачи в процессе общения. Способы кодировки информации разнообразны: от простых прикосновений до видеозаписи и Интернета.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. Например, выделяют деловое (формальное) и личностное (неформальное) общение.

Занимаясь какой-либо совместной деятельностью, люди, чтобы повысить качество этой деятельности, вступают в деловое общение. В этом случае участники общения играют определенные служебные роли: роль начальника или подчиненного, роль учителя или ученика. Даже дома, когда члены семьи готовят вместе обед, ремонтируют автомобиль или разгадывают кроссворд, они вступают именно в деловое общение, хотя и исполняют не служебные, а семейные роли: мамы, папы, бабушки, сына, дочери…

Если содержанием делового общения является дело, которым заняты люди, то содержание личностного общения — это проблемы, которые затрагивают внутренний мир людей. Личностное общение помогает в поисках смысла жизни, в определении отношения к тому или другому человеку или событию, в разрешении какого-либо внутреннего конфликта. Участники личностного общения играют личностные роли: роль знакомого, приятеля, друга или роль врага.

Умение общаться с окружающими часто определяет положение человека в обществе, его успех в делах. Однажды, когда Аристипп проходил мимо Диогена, чистившего на рынке остатки овощей, Диоген насмешливо сказал ему: «Если бы ты умел кормиться вот этим, не пришлось бы тебе пресмыкаться при дворах тиранов». «А если бы ты умел общаться с людьми, — ответил Аристипп, — не пришлось бы тебе кормиться остатками овощей».

Главным средством общения в человеческом обществе является речь, язык. Психологи называют такой вид общения вербальным. Но люди общаются не только с помощью слов, и этот вид общения называется невербальным. Иногда для того, чтобы понять друг друга, достаточно одного жеста. Если оба собеседника одинаково понимают его смысл, они могут этим ограничиться. На международном турнире по шахматам, который проходил на Филиппинах, в Багио, возникла напряженная ситуация между командами претендентов на звание чемпиона мира Карпова и Корчного. Тогда руководитель делегации и секундант Корчного, английский гроссмейстер Раймонд Кин, послал руководителю делегации Карпова В. Д. Батуринскому сигару — как знак типа «трубки мира». Тот ее вернул, присовокупив кусок мыла как знак желания «умыть руки в этом деле».

Сказка по случаю

Что бывает, когда каждый из собеседников вкладывает свой смысл в жесты другого, рассказывает ирландская сказка «Ученый Фиоргал». Этот Фиоргал был таким мудрецом, что решил вызвать на состязание в мудрости любого ученого; «причем в споре этом словами объясняться запрещалось — только знаками». Королевские мудрецы испугались, но им на помощь пришел простой ирландец по имени Черный Патрик. Он решил, что самого мудрого на свете человека победит в бессловесном споре самый бестолковый. И такой при королевском дворе нашелся. Звали его Джонни Одноглазый, а был он сыном торговца яблоками.

И что же? Состязание состоялось, и Фиоргал признал свое поражение! А когда король попросил его объяснить, что же произошло во время состязания, Фиоргал рассказал вот что:

«Я начал с того, что поднял один палец, и это означало: Бог один. На что сей ученейший муж справедливо заметил, подняв два пальца, что, кроме Бога Отца, мы поминаем еще двоих: Сына и Святого Духа. Тогда, думая, что я ловко поймал его, я поднял три пальца, что должно было означать: “А не получается ли у тебя три бога? ” Но ваш великий ученый и тут нашелся: он тотчас сжал кулак, отвечая, что Бог един в трех лицах.

Я съел спелую вишню, говоря, что жизнь сладка, но великий мудрец ответил, проглотив зеленый крыжовник, что жизнь вовсе не сладка, но тем и лучше, что она с кислинкой. Я достал яблоко, говоря, что, как учит нас Библия, первым даром природы человеку были фрукты. Но ученый муж поправил меня, показав хлеб и заявляя этим, что человеку приходилось добывать их в поте лица своего.

Тогда, призвав на помощь весь мой разум, знания и вдохновение, я надкусил яблоко, чтобы сказать: “Вот ты и попался. Объясни-ка, коли сумеешь”. Но тут — подумать только! — этот благородный и неповторимый гений бросает в меня свой хлеб и, не дав опомниться, сшибает меня с ног. И этим, как вы сами понимаете, напоминает, что именно яблоко было причиной падения Человека. Я побежден! »

Так объяснил происшедшее один из собеседников. А вот как понял те же самые жесты другой.

«Сперва ему потребовалось задеть мою личность: задрал кверху палец, чтоб подразнить, что я одноглазый. Ну, я взбесился и показываю ему два пальца, — мол, мой один глаз стоит твоих двух. Но он дальше-больше насмехается и показывает три пальца, чтоб и вам захотелось потешиться: вот, мол, перед вами три глаза на двоих. Я показал ему кулак, чтоб он знал, что ждет его, если не уймется. Но тут он съел вишню и выплюнул косточку, говоря, что ему наплевать на меня. А я съел зеленый крыжовник, — мол, и мне наплевать на тебя со всеми твоими потрохами. Когда же этот негодяй вынул яблоко, чтобы напомнить мне, что я всего-навсего сын мелкого яблочного торговца, я вытащил двухпенсовый хлеб, который нес домой к обеду как раз о ту пору, как меня схватили и приволокли вот сюда. Да, так я вытащил хлеб — ничего тяжелей под рукой не нашлось, — чтоб он знал, что если не одумается, я ему сейчас голову размозжу. Но охальник сам накликал себе конец: поднял яблоко ко рту и откусил от него — мол, когда ты был юнцом, ты частенько воровал яблоки у своей бедной хромой старой матери и убегал с ними, чтобы съесть потихоньку. Это было последней каплей! Я запустил буханкой этому нечестивому прямо между глаз и пришиб его. Вот вам и великая победа».

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: