Делать жизнь с кого? Хотят казаться взрослыми… Часть 1

Янв 29 2012

Делать жизнь с кого? Хотят казаться взрослыми...
Развитие взрослости у подростка может протекать по-разному, в разных направлениях. Объясняется это просто: различны те образцы, на которые равняются ребята, приобретая черты взрослого человека. Равнение на те или иные образцы во многом определяет все содержание складывающейся личности подростка, его основные жизненные ценности и устремления.

Хорошо известно, что у многих подростков стремление к взрослости выражается прежде всего в том, чтобы выглядеть взрослым как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Почему так происходит? Дело не только в том, что для подростка внешние черты облика и поведение взрослого человека более очевидны, и что их легче бывает воспроизвести. Дело и в том, что многие эти внешние черты связаны для подростка с представлением об определенных правах, преимуществах, привилегиях. Именно такие черты и становятся притягательными. Что могут взрослые из того, чего не могу, на что не имею права я? Вот тот невысказываемый вопрос, которым как бы задаются подростки.

Ответ на этот вопрос они находят, наблюдая за взрослыми, которые, по их мнению, «могут все». Подтверждение этому они видят и в кино, и по телевидению, вычитывают из «взрослых книг». Приобрести наглядные признаки мужской или женской взрослости — это для подростка способ приобщиться к миру взрослых, проявить, утвердить, показать всем и свою взрослость. Характернейший пример: сигарета в руке мальчишки делает его взрослым в собственных глазах и, как ему кажется, в представлении окружающих.

Такая взрослость приобретается путем подражания. Это самый легкий способ достижения взрослости, видной всем. Еще раз подчеркнем: подростку важно, чтобы его взрослость была замечена другими. Именно поэтому такая «внешняя взрослость» часто проявляется в первую очередь, она очень распространена в среде подростков, отличается стойкостью и плохо поддается развенчанию.

Среди младших подростков есть мальчики прямо-таки с детским обликом, но они очень стараются быть похожими на взрослых: отпускают волосы подлиннее (никаких «челочек»!), кладут в карман зажигалку, а то и сигареты; некоторые говорят каким-то натужным басом, ходят как-то по-особенному, копируют чьи-то жесты и мимику, манеру говорить, употребляют явно не свои словечки и выражения. Нередко прямо-таки видишь образец, которому мальчик усиленно подражает.

Что касается девочек, то они, стремясь поскорее увидеть себя во взрослом обличье, начинают мудрить со своими волосами, примеривают мамины платья, кофточки, туфли, украшения и вертятся перед зеркалом. Желание выглядеть по-взрослому особенно ярко обнаруживает себя вне школы, да и в школе — когда можно прийти туда без формы. Некоторые девочки являются на школьные вечера или в гости к товарищам в таком виде, что даже ребята ахают от удивления, а про взрослых уж и говорить нечего. («Спешат стареть!» — сокрушается мама одного семиклассника, которая приняла его сверстницу, соседку по парте за взрослую.)

Забота о том, чтобы быть привлекательными, стремление подогнать свой облик под образцы моды могут отнимать у подростков очень много времени, особенно у девочек. Когда же дома или в школе взрослые пытаются внушить ребятам, что те или иные костюмы и прически их возрасту не соответствуют, внушения эти цели не достигают. И прежде всего потому, что ребята не могут согласиться с недооценкой их взрослости: «Почему нам нельзя? Разве мы маленькие?!» Такой взгляд делает подростка непроницаемым для попыток хотя бы убавить его пыл в подражании взрослым.

Бросающиеся в глаза признаки «мужской» взрослости притягивают младших подростков, как магнит. Хоть раз попробовать вина, хоть однажды закурить — через это проходят большинство мальчиков. Некоторые, напуская на себя вид этаких «бывалых людей», любят поговорить между собой о сортах табака и винно-водочных изделий, блеснуть эрудицией в этих вопросах. (А порой это не только слова: многие курильщики-взрослые пристрастились к своей вредной привычке именно в подростковом возрасте.)

Часто слова и поступки младших подростков прямо рассчитаны на то, чтобы быть услышанными и увиденными товарищами и взрослыми, — иначе они просто потеряли бы смысл. Что идет разговор на «запретные» темы, легко догадаться по тому, что он выставляется напоказ: ребята шепчутся с таинственным видом, посмеиваются, поглядывая одновременно на окружающих: какое впечатление это на них производит?

Жаргонные и нецензурные слова, которые, к сожалению, были знакомы детям и раньше, теперь начинают употребляться в речи — части ребят кажется, что только так и создается стиль мужского, взрослого, «свойского» разговора. (Отцам, не сдержанным на язык, было бы полезно послушать, как их копируют их сыновья-мальчишки.) От некоторых подростков можно услышать заимствованные от взрослых, от старших товарищей циничные высказывания о женщинах. В отношении к девочкам видна грубость. Таким образом, только-только появляющийся интерес к другому полу фазу оскверняется, становясь, пусть даже отчасти, циничным по содержанию и приобретая оскорбительную для девочек форму выражения. К счастью, у многих подростков такое довольно быстро проходит. Но не само собой. Здесь очень большое значение имеет непосредственное окружение подростка — взрослые и товарищи, на которых он равняется, к мнению которых прислушивается.

Не только у мальчиков, но и у девочек обнаруживается стремление следовать образцам дурной взрослости. Реже — развязность, грубость, интерес к вину и табаку. Чаще — неправильно понимаемая женственность. Так, в VI — VIII классах некоторые девочки выделяются на фоне остальных кокетством, манерностью и заимствованными у кого-то специфическими особенностями мимики, жестов, походки.

Это искажения и искривления. Но в любом случае для подростков становится важным, чтобы симпатия (мальчика к девочке, девочки к мальчику) выглядела не детской, а взрослой: чтобы назначались свидания, чтобы оказывались принятые во взрослом мире традиционные знаки внимания. Для девочки отличительный признак «взрослых» отношений с мальчиком — когда проводишь время вдвоем, а не вместе со всеми: принять приглашение пойти вдвоем в кино, отправиться с мальчиком на каток, просто впервые прогуляться вместе после школы — важное событие. В таких ситуациях мальчики уже нередко ведут себя по-взрослому — сами платят в кино за оба билета, угощают спутницу мороженым и лимонадом, словом, ухаживают за ней. Когда ребята отправляются куда-нибудь всем классом, девочки обязательно обращают внимание на то, кто из мальчиков предлагает им место, помогает снять и надеть пальто (скажем, в театре), провожает до дому. (Можно, конечно, сказать, что многое из этого — простые и обязательные формы вежливости. И все-таки для многих мальчиков эти особенности поведения новые, их прежде не было.)

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: