Делать жизнь с кого? Хотят казаться взрослыми… Часть 2

Янв 29 2012

Делать жизнь с кого? Хотят казаться взрослыми...
Подростки заимствуют у взрослых способы отдыха и развлечений. Младшие подростки еще и танцевать-то не умеют, да и стесняются танцевать, но когда они собираются вместе у кого-то дома, то стараются устроить так, чтобы был магнитофон с записями модной музыки, проигрыватель с популярными пластинками. Когда несколько лет назад участники телевизионного «Голубого огонька» усиленно пили кофе на экране, многие подростки поспешили усвоить «хороший тон». Пятиклассник приглашает своих товарищей на день рождения. Вероятно, с куда большим удовольствием все продолжали бы пить фруктовую воду, но и хозяин, и гости считают чуть ли не долгом «выпить по чашечке кофе»; мнение об этом напитке своеобразно: «Невкусно, но здорово!» Более старшие устраивают дома вечеринки с танцами и вином. Очень часто на таких вечеринках подростки испытывают неловкость: им вроде бы и не о чем разговаривать, они не знают, как вести себя, но все это не важно; первостепенное значение для ребят имеет другое, а именно то, что они проводят время по-взрослому. Точно так же и свидания назначаются подчас просто из желания освоить эту свойственную взрослым форму отношений.

Интерес к собственной внешности и к другому полу может, конечно, проявляться в разных формах, в том числе и без копирования взрослых. Но в целом ребята чаще всего ориентируются именно на взрослых (причем на «молодых взрослых» — студентов), подражают увиденному в кино, по телевидению, на улице. Тяга к моде проявляется очень ярко; именно мода становится критерием красоты для подростка; усваивается то, что представляется популярным («все так делают», «это модно»), с оглядкой на соответствующие образцы строятся оценки и самооценки. Степень «погруженности» в моды, танцы, свидания и вечеринки может быть разной; совсем не редко это становится существенным содержанием жизни определенной части подростков, особенно в VII — VIII классах.

Образцами для подражания могут стать и рано повзрослевшие одноклассники, другие знакомые ребята. Нередко именно они приобщают младших подростков к более или. менее запретным сторонам взрослой жизни, становятся для них своеобразными учителями и просветителями. Как правило, это ребята, которые ничем другим, кроме своей «бывалости», большей осведомленности в некоторых вопросах взрослой жизни, не могут привлечь к себе внимание товарищей, приобрести популярность. Вот они этим и берут. Их «просветительство» часто бывает скрыто от глаз и ушей родителей и учителей, но не одноклассников, так как «бывалые» ребята активны в установлении контактов, ищут слушателей и соучастников.

Опасно, когда общение старших подростков строится на подражании особому стилю «веселой, легкой» жизни. Такой стиль, увы, бытует еще во взрослой жизни. Только правильнее оценить его не в качестве веселого и легкого, а низкопробного; действительно, о чем ином, как не о низкой культуре досуга, может свидетельствовать времяпрепровождение в лучшем случае бесцельное? Когда подростки прямо или косвенно (через более старших товарищей, через более «умудренных жизнью» сверстников) начинают заимствовать этот стиль, интерес к учению, иные содержательные интересы утрачиваются, на первый план выступает установка «весело провести время» — а это значит: «пошататься» по улицам, проторчать весь вечер на танцплощадке, выпить в «хорошей компании», поиграть в карты и т. д. и т. п. Это разрушительно для личности само по себе. Кроме того, на все это нужны деньги, нужны постоянно, а денег подросток не зарабатывает, суммы же, выдаваемые родителями, довольно скоро перестают устраивать. Необходимость добыть деньги может толкнуть на преступление. Не удивительно, с другой стороны, что, по существующим данным, подавляющее большинство несовершеннолетних правонарушителей обнаруживают низкую культуру досуга. Такое направление в развитии взрослости является крайне неблагополучным.

Однако все имеет свое начало, и первые узелки неблагополучия могут возникнуть в самом начале подросткового возраста. Нередко целый класс может взбудоражить один человек — он или несколько старше по возрасту (позже пошел в школу, оставался на второй год), или просто обладает более яркими признаками внешней взрослости. Беда, если такой подросток естественный повышенный интерес к нему использует на дурное. Вспоминается один такой мальчик-шестиклассник, у которого (отчасти под влиянием определенного рода фильмов) была непреодолима тяга к изготовлению всевозможного «оружия» и сражениям на деревянных шпагах; эти сами по себе невинные забавы сочетались у него с подхваченной где-то философией: «Война, вино, женщины и песня — удел мужчины». Возможно, и этому можно было бы улыбнуться, если бы это оставалось мальчишески красным словцом, но подросток, используя свое влияние на товарищей, оказался лидером компании, которая в меру сил и возможностей принялась исповедовать эту философию на практике…

Разумеется, отношение товарищей к таким ребятам: не однозначно. Значительная часть их не принимает, осуждает, но то обстоятельство, что некоторые начинают па них равняться, стремятся подражать им, должно стать для воспитателей — родителей и учителей — тревожным сигналом. Придется потрудиться над тем, чтобы развенчать ложную взрослость, создать у подростков правильное представление о ее содержании, об основах подлинного уважения и авторитета.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: