Детская логика

Апр 25 2012

Осел
Мышление человека проходит две стадии развития: допонятийную и понятийную. На начальной стадии, в детстве, в психике должны сформироваться свойства, позволяющие мышлению в дальнейшем преодолевать временные и пространственные ограничения.

Главная особенность допонятийного мышления — эгоцентризм. Он не позволяет ребенку увидеть себя со стороны, а значит, не позволяет изменить точку отсчета. Эта точка у малыша жестко «прикреплена» к его «Я» (поэтому и называется такое свойство эгоцентризмом — от латинского слова «эго», то есть «Я»).

Эгоцентризм не позволяет детям правильно понимать ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Представь малыша, который ударил своего сверстника. Если мы начнем объяснять ребенку, что драться нельзя, и спросим его: «Хотел бы ты, чтобы и с тобой так поступали?» — малыш не сумеет правильно понять вопрос, так как не умеет еще сопереживать.

Пока эгоцентризм не преодолен, у ребенка не возникает понятия обратимости. Давай предположим, что у тебя есть брат (может быть, так и есть на самом деле). Так вот, он тебе — брат. А ты ему кто? Надеюсь, ты легко ответил на этот вопрос. А вот малыш, еще не преодолевший стадию эгоцентризма, не сумел бы ответить на такой вопрос.

Случается, правд а, что человек не расстается с эгоцентризмом всю жизнь. Но я не думаю, что он приносит своему владельцу хоть какую-то пользу.

Рассказывают, что у одного человека было десять ослов, которых он отдавал внаем. Однажды, доставив ослов к месту назначениями пересчитал их. Ослов было десять.

После окончания работы он сел верхом на осла и погнал остальных по дороге. Сидя на осле, он стал подсчитывать ослов, шедших впереди, и убедился, что их только девять.

Разозлившись, он слез с осла и начал самым тщательным образом считать ослов.

Оказалось, что их было десять. Обрадовавшись, он снова взобрался на осла и, прежде чем тронуться дальше, снова подсчитал ослов. Их было только девять. Он снова слез с осла и снова стал считать — ослов было десять.

«Поистине, сам черт меня путает! — воскликнул он. — Когда я еду верхом, я теряю одного из этих ослов. Поэтому, чтобы в целости доставить их, мне не следует больше ездить верхом». И он пешком прошел весь длинный путь, так и не осмелившись ни разу сесть на осла.

У дошкольников отсутствует представление о сохранении количества. Детям семи лет показывали два одинаковых по объему шарика из теста и спрашивали: «Равны ли они?» — «Равны». Затем на глазах у детей один из шариков сплющивали и превращали в лепешку. Дети видели, что к этому расплющенному шарику не прибавили ни кусочка теста, а просто изменили его форму. Их опрашивали: «Где больше теста?» И дети отвечали: «В лепешке». Они отвечали так потому, что видели: лепешка занимает на столе больше места, чем шарик.

Дети уверены, что равенство нарушено, если предметы различаются какими-либо заметными и легко воспринимаемыми свойствами. Например, большие вещи ребенок считает всегда тяжелыми, маленькие — легкими, смешивает существенные свойства объектов с их случайными особенностями.

Например, ребенка семи лет спрашивают: «Солнце живое?» — «Да». — «Почему?» — «Оно движется».

Вместо классификации предметов дети уподобляют их друг другу более или менее грубо и, переходя от предмета к предмету, приписывают последнему из них все свойства первого. Два явления, воспринятые одновременно, включаются в общую схему, а причинно-следственные связи подменяются случайными связями. Дети пяти-шести лет на вопрос «Почему листочки по воде плавают?» отвечали: «Потому что они маленькие и легкие». А когда их спрашивали: «Почему плавает пароход?», говорили: «Потому что он большой и тяжелый».

Сказка по случаю

У писателя Григория Остера есть книжка про котенка по имени Гав. А в этой книжке есть одна история, которая поможет лучше понять, что такое детская логика. История эта называется «Эхо».

«Котенок Гав и щенок играли в эхо. Они кричали в водосточную трубу слова, а из трубы обратно выскакивали кончики слов.

— Простокваша! — закричал котенок, и из трубы вылетело: «Ваша».

— Слышишь, — обрадовался котенок, — наша. Теперь ты что-нибудь крикни.

— Колбаса! — закричал щенок, а из трубы вылетело: «Оса».

— Оса, — сказал Гав, — может укусить.

Не волнуйся, — успокоил его щенок, — это же только эхо. А теперь давай крикнем «котлета».

— Не стоит, — сказал котенок, — это слово некрасивое. В нем «эррр» нету.

Ну тогда «антрекот».

А что это такое?

Это такое мясо.

— Годится, — согласился котенок и закричал изо всех сил в трубу: — Антрекот!!!

Тут в трубе зашумело, загрохотало, и оттуда вылетел соседский кот. Он сидел на крыше у самого верха трубы, подслушивал и нечаянно упал в трубу.

Щенок и котенок кинулись удирать и опомнились только на чердаке. Когда Гав отдышался, он сказал:

— Ничего удивительного. Я крикнул: «Антре, кот», вот из трубы и вылетел кот».

Нет ответов пока » Психология личности

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: