Детская психология

Май 22 2011

Детская психология
Психические явления и психологические качества человека не икают при рождении в готовом виде. У новорожденного еще нет сколько-нибудь четких образов окружающих. Его желания и чувства связаны с удовлетворением круга естественных (органических) потребностей. Тем более нельзя говорить об индивидуальных психологических особенностях новорожденных. Конечно, какие-то различия между ними отмечаются: один более спокоен, другой более криклив. Но это еще не психологические, а только физиологические различия, в них проявляются особенности нервной системы.

Формы познания мира, деятельности и общения, свойственные человеку, развиваются постепенно на протяжении детства, и одновременно с ними складываются индивидуальные психологические качества, формируются свойства личности.

Как ребенок превращается во взрослого человека, умеющего трудиться, общаться с другими людьми, как у него появляются качества, характеризующие человеческую личность, изучает особая отрасль психологии — детская психология.

Если мы попробуем сравнить между собой детей, посещающих одну и ту же группу детского сада (например, вторую младшую), в глаза бросится, что все они очень разные. Один — спокойный, сосредоточенный, если начнет что-нибудь строить, лепить, обязательно сделает до конца. Другой — наоборот, минуты не может усидеть на месте, вертится, вскакивает, любое дело бросает, едва начав. Кто-то знает наизусть всего «Мойдодыра», а кто-то и двух строчек не запомнит. Есть дети, которые любят заниматься, слушать сказки, рассказы. Другим — только бы бегать, шуметь. Когда в группу приходит новый человек, часть детей обязательно окружит его («Вы к кому? А нарисуйте нам собаку!»), но будут и такие, что забьются куда-нибудь в угол и, если к ним подойти с вопросом, будут упорно молчать, а, может быть, и заревут, Да, конечно, они разные. Но это — если сравнивать их между собой. А что, если тех же трехлетних детей сравнить с пятилетними? Здесь сразу выяснится, что, как бы ни были значительны индивидуальные различия, дети одного и того же возраста куда более сходны, чем дети разных возрастных групп.

Пятилетки больше знают, умеют. Они интересуются машинами, ракетами, путешествиями в космос. Многие начинают читать, решают арифметические задачки. Но главное — они совсем по-другому думают, соображают. Другими стали их постройки, рисунки, игры. В них виден замысел, работа воображения. Дети часто играют коллективно, заранее распределяют роли, разыгрывают сложные сюжеты — «плывут на корабле» в дальние страны, строят «электростанцию» пли устраивают «школьный урок». Новыми стали и способы общения со взрослыми. Дети показывают свои рисунки, объясняют, что па них изображено, делятся впечатлениями, полученными дома, на прогулке, ждут от взрослого объяснений непонятного. Изменения происходят с возрастем у всех детей, хотя и по-разному. И эти изменения не случайны. Они имеют свои причины, которые детская психология стремится объяснить. Если ребенок развивается не так, как другие, значительно отстает или опережает сверстников, — это опять-таки происходит не без причин и тоже требует объяснения.

Детская психология изучает психологические особенности детей каждого возраста, то, чем они отличаются от детей других возрастов. При этом в первую очередь выделяются те особенности, которые типичны, свойственны всем пли, во всяком случае, подавляющему большинству детей данного возраста.

Если сравнивают ребенка со взрослым человеком, первое, на что обычно обращают внимание, — ребенок не знает и не умеет многого из того, что знает и умеет взрослый. «Ничего, вырастет — поумнеет», — часто говорят в таких случаях. Однако представлять себе ребенка как «незаконченного» взрослого нельзя. Каждый возраст имеет свои положительные особенности, создает условия для развития таких психических качеств, которые трудно (а иногда и вовсе невозможно) развить в другом возрасте.

Детская психология изучает психологические особенности каждого возраста главным образом с точки зрения того нового, что в нем возникает и развивается, его вклада в общее психическое развитие человека, выясняет, какие изменения происходят в пределах каждого возраста и при переходе от одного возраста к другому. Эти изменения охватывают деятельность детей, их общение со взрослыми и сверстниками, познание ими окружающего мира. В ходе этих процессов возникает индивидуальность и формируется личность ребенка.

Личность начинает складываться в раннем и дошкольном детстве. Маленький ребенок еще не может определять линию своего поведения. Оно целиком зависит от внешних, часто случайных обстоятельств, от того, что в данный момент привлекло внимание ребенка, обрадовало его или встревожило, испугало. Если, например, ему попалась на глаза красивая яркая ваза, малыш потянулся к ней, захныкал, то достаточно убрать вазу и подсунуть мяч, чтобы плач прекратился. Родители и воспитатели ясельных групп часто пользуются таким приемом, желая успокоить малыша. При подобных условиях еще нельзя ничего сказать о личности ребенка, оценить его как «хорошего» или «плохого». Мы обычно и не пытаемся это сделать. Возьмем теперь старшего дошкольника. Он уже вполне понимает, кто оп такой, как к нему относятся окружающие, усвоил (хотя, конечно, и в упрошенной форме), что такое хорошо и что такое плохо. У него появились достаточно устойчивые внутренние психологические качества, определяющие его поступки, позволяющие предсказать его поведение в определенных обстоятельствах и оценить его как «хорошего» или «плохого» ребенка. Это, разумеется, не значит, что дальше качества ребенка не будут изменяться: ведь он находится лишь в начале жизненного пути. Но, во всяком случае, он — человеческая личность с собственными намерениями, симпатиями и антипатиями, со своим отношением к окружающему.

Детская психология изучает развитие психики в связи с развитием деятельности ребенка, его общение с другими людьми, познание им окружающего мира и формирование его личности».

Нет ответов пока » Общая психология, Психология личности

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: