Девочка становится девушкой. Скачок роста

Янв 14 2012

Девочка становится девушкой. Скачок роста
Читатель уже знает, что менархе, первая менструация, подобно вехе, разделяет долгий путь полового созревания девочки-подростка на два достаточно непохожих отрезка. До появления месячных тело девочки особенно быстро увеличивается в размерах; становятся видны вторичные половые признаки. С появлением месячных увеличение размеров тела идет уже не столь бурно. У этого времени иные задачи: развитие вторичных половых признаков должно быть завершено; месячные должны установиться вполне; должны окончательно сложиться органы, которые обеспечивают деторождение; должно, наконец, полностью отладиться все то, что управляет этой сложной и ответственной областью жизни женщины… И хотя половое созревание заканчивается за верхней границей подросткового возраста, в 17 — 18 лет (как и начинается оно за его нижней границей, в 8 — 9 лет), основные события развертываются все-таки именно внутри того возраста, который нас сейчас интересует.

Итак, половое созревание обнаруживает себя прежде всего резким скачком в телесном развитии (скачок этот принято называть пубертатным — значение термина читателю уже известно): заметно увеличиваются и линейные размеры тела (его длина, ширина таза), и масса его.

Важно отметить, во-первых, неравномерность пубертатного скачка. Неодинаковы в разном возрасте прибавки массы; особенно значительное нарастание ее отмечают между 11 и 13 годами (в среднем это нарастание составляет 11 — 12 кг, причем на первый год из этих двух лет приходится 6 — 7 кг — абсолютный рекорд). Рост особенно заметно увеличивается от 10 до 12 лет (на 12 — 15 см).

Во-вторых, обратим внимание читателя на то, что нарисованная картина — средний результат; развитие именно вашей дочери может протекать иначе, и, скорее всего, это не отклонение от нормы, а один из вполне естественных путей. Из сказанного в предыдущем абзаце ясно: резкое увеличение роста наступает в среднем на год раньше, чем резкое увеличение массы. Поэтому понятно, что нам нередко удается наблюдать, как девочки сначала очень «вытягиваются», а затем начинают «округляться». Но это не значит, что исключена другая возможность: немало девочек, у которых прибавка в росте и в массе не разделены по времени столь заметно. Опять-таки отмеченная выше неравномерность пубертатного скачка сама по себе может оказаться и как бы стертой (при этом увеличение роста и массы идет ровно в течение трех и даже четырех лет), и, напротив, выраженной очень ярко: есть девочки, которые и «вытягиваются» и «округляются» за год-полтора (причем в основном в течение весны и лета).

Родителям очень важно понять, таким образом, что возможны варианты, и не оказаться в плену расхожих представлений о том, какой «должна быть» их дочь-подросток. Несоответствие ее некоему стандартному внешнему образу никак не может восприниматься с тревогой, болезненно: хотите вы или нет, подобное ваше восприятие неизбежно скажется на самоощущении дочери. На страницах этой книги нам нередко приходится говорить о тревожном состоянии подростков, которое может быть, пожалуй, сведено к вопросу, который они задают себе: «Почему я не такой? Почему я не такая?» Не такой, не такая, как все, — вот что имеется в виду. Не стоит давать своему ребенку лишних поводов задавать себе (а может быть, и вам) этот вопрос. Напротив, используйте малейшую возможность для того, чтобы разоблачить подобную самоподозрительность, мнительность.

Понятно, это вовсе не исключает внимательного, заинтересованного отношения к особенностям развития своего ребенка — но с тем лишь, чтобы понять, какие поправки следует вносить в требования к нему, в режим его учения, труда и отдыха, и с тем лишь, чтобы не пропустить возможных действительно болезненных отклонений.

Вот один из примеров, как важно считаться с показателями телесного развития девочек. Выяснено: чем раньше начинается пубертатный скачок, тем раньше наступают первые месячные. Причем девочки, склонные к полноте, опережают в половом развитии тех, у кого рост тела быстрее идет в длину, а поперечные размеры тела (т. е. ширина таза, плеч) увеличиваются в меньшей степени, так что уже после 8 — 9 лет (ко времени, к которому относится начало пубертатного скачка) можно отметить «расслоение» девочек по уровню их физиологической зрелости; девочки одного «биологического возраста» могут разниться по «физиологическому возрасту» на 3 — 4 года. Это существенно, и не считаться с этим невозможно.

В частности, наблюдениями установлено и исследованиями подтверждено, что у школьниц (и, кстати, у школьников) с более низкими показателями физического развития нередки (хотя и не обязательны!) более скромные успехи в учении — им просто может не хватать физической и умственной работоспособности. Недостаток такой работоспособности не стоит считать чем-то, что обрекает ребенка на заведомые неудачи. В тех случаях, когда вдумчивые педагоги и заботливые родители находят подход к ребенку, берегут его силы, не позволяют ему перенапрягаться, особенно ревностно следят за тем, чтобы он вовремя отдыхал, спал, ел, гулял на свежем воздухе, не пытаются поправить его отставание с помощью дополнительных занятий, на которые у ребенка нет уже сил и которые, следовательно, могут нанести еще больший вред, — в этих случаях последствия временного «физиологического отставания» могут стать если и вовсе незаметными, но уж никак не опасными.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: