Диалектико — материалистические взгляды

Мар 20 2012

Класс
Вся система образования, учебно-воспитательной работы школы направлена на формирование диалектико-материалистических взглядов подростков, понимание развития природы, общества, сознания человека.

Естественные науки, начиная с природоведения, а затем ботаника, зоология, физика, химия, математика и другие предметы этого цикла способствуют формированию у учащихся правильных взглядов на природу, убежденности в истинности человеческого познания, в преобразующей силе человеческой практики.

Так, в курсе природоведения IV класса учитель, обобщая и систематизируя полученные в начальной школе знания, расширяет представления младших школьников о природе, дает им первоначальные знания об объективных закономерностях развития мира, знакомит с конкретными формами взаимодействия человека и природы в процессе трудовой деятельности. Изучая природоведение, школьники приобретают первые навыки пытливого, исследовательского отношения к миру — наблюдают за ростом растений, развитием живых организмов. В синтезе знания и опыта, теории и первых попыток практического использования полученных знаний закладываются научные основы материалистического мировоззрения.

В курсе ботаники они углубляются и развиваются. Учебный материал таких разделов, как, например, «Растение — целостный организм» и «Развитие растительного мира на земле», позволяет, используя тот же принцип единства знания и практического опыта, подвести подростков к осознанию важного материалистического положения о взаимосвязи растительного мира и условий природной среды.

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения подростков — это развивающийся, усложняющийся процесс. Растет объем усвоенной информации, от простейших обобщений школьники переходят к усвоению сложных понятий, законов, принципов, от учебных опытов прокладывают путь к реальной предметно-практической деятельности. В подростковом возрасте идет интенсивный процесс усвоения общих понятий, формируется абстрактное мышление.

При изучении зоологии учитель, разъясняя учащимся эволюционное учение Ч. Дарвина и учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, подводит учащихся к пониманию того, что весь современный органический мир развивается по определенным законам, что живой организм вступает в определенные взаимоотношения с окружающей средой. В заключительном разделе курса «Развитие животного мира на земле» (где раскрывается учение Дарвина о естественном развитии органического мира; дается понятие об искусственном и естественном отборе, относительной приспособляемости и историческом характере ее возникновения и развития) не только опровергаются идеалистические взгляды на существование целесообразности в природе, но и открываются возможности к познанию закономерностей развития живой природы. Наблюдения за жизнью животных, работа в живых уголках школы, в зоологических отделах пришкольных участков, хорошо организованная родителями и шефами школы работа подростков на животноводческих фермах вырабатывают у школьников умения рассматривать явления природы, жизни живого организма во взаимосвязи, вскрывать сущность изучаемых явлений, реально видеть связь науки с природой и использовать доказательства материальности процессов, происходящих в природе, для опровержения религиозных догм и утверждения атеистических взглядов.

Уже в V, VI, VII классах, как показывают педагогические исследования, может быть определен круг идей, важнейших общих понятий мировоззренческого характера, которыми могут овладеть подростки и в процессе изучения гуманитарных предметов: конкретно-исторический характер общественных явлений, материальные причины их возникновения и развития, поступательное движение общества, закономерности перехода от одной общественно-экономической формации к другой; понятие классовой борьбы; движущие силы развития общества, народ как создатель материальных и духовных ценностей, творец истории; необходимость революционной борьбы трудящихся масс против эксплуататорских классов.

Учащиеся VIII класса приступают к изучению революционной деятельности основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса, постигают смысл их борьбы за создание революционной пролетарской партии, за объединение трудящихся масс в общей борьбе против эксплуататорских классов, за социализм, за утверждение социальной справедливости. Под руководством учителя школьники знакомятся с «Манифестом Коммунистической партии», его основными идеями, принципами марксистского анализа и оценок общественных явлений. Учитель разъясняет учащимся слова В. И. Ленина: «Главное в учении Маркса — это выяснение всемирно-исторической роли пролетариата как созидателя социалистического общества».

Если изучение истории помогает подросткам правильно понять явления общественной жизни, дает их научное объяснение, то художественная литература, эмоционально воздействуя на чувства, учит их соотносить социальные процессы и явления с судьбами конкретных людей, учит сопереживанию и сочувствию. «Мать» А. М. Горького и «Русские женщины» Н. А. Некрасова, «Спартак» Р. Джованьоли и «Овод» Э. Войнич и многие другие произведения вошли в золотой фонд литературы для подростков. Для этих произведений характерны возвышенный романтизм героев, их борьба за справедливость и социальное равенство, преданность гуманистическим идеалам. Помочь подросткам понять эти произведения — задача не только учителя, но и родителей, задача благородная и ответственная.

В семье каждый факт ее жизни несет в себе мировоззренческое влияние на личность подростка. И родителям важно об этом знать и помнить: и тогда, когда они считают необходимым этот мировоззренческий аспект подчеркнуть и сделать его фактом сознания подростка, и тогда, когда мировоззренческие принципы формируются в самом процессе внутрисемейных отношений.

Семья формирует в мировоззрении подрастающего поколения определенный уровень: принцип отношений с людьми очень близкими и дорогими, уровень зависимостей, который даже не всегда осознается, а как бы ощущается кожей, постоянно присутствует в жизни человека. И именно семья трансформирует этот слой интимных межличностных отношений в социальные принципы и нормы поведения, деятельности, отношений с людьми из другого, внесемейного круга жизни. Подростковый возраст — это проверка, насколько успешно шло формирование мировоззрения ребенка в семье. И в то же время именно подростки выявляют те просчеты, которые были допущены в воспитании.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: