Дифференцированный подход в нравственном воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Часть 1

Дек 29 2010

Дифференцированный подход в нравственном воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Учитель начальных классов, стремясь достигнуть лучших результатов в учебной и воспитательной работе, прибегает к дифференциации воспитательных воздействий на разные группы учащихся. Подобная дифференциация может вестись по различным признакам. Мысленно разделяя учеников на группы, сходные, например, по успеваемости, уровню знаний, по степени активности или интересу к определенной деятельности, педагог добивается хороших результатов, затрачивая меньше усилий. Дифференцированный подход помогает повысить эффективность воспитательной работы. Одним из значимых для воспитательной работы признаков дифференциации является пол воспитанника: процесс развития личности мальчика и девочки имеет некоторые особенности.

Они проявляются уже в раннем возрасте, и не учитывать их в младшем школьном возрасте невозможно. К ним можно отнести особенности в общении мальчиков и девочек, складывающиеся еще в дошкольном возрасте. Учитель начальных классов, начиная работать с шестилетними детьми, только что поступившими в школу, ощущает определенные трудности в формировании единого коллектива младших школьников, так как в своем свободном общении дети по-прежнему предпочитают сверстников своего пола. В классе возникают группы мальчиков и девочек, слабо связанные друг с другом. Девочки выбирают подруг, руководствуясь чувством симпатии, и в дружбе выделяют прежде всего личное отношение. Нередко в начальных классах внешне малопривлекательные дети имеют мало друзей. Мальчики выбирают друзей из числа тех, с кем чаще играют, руководствуясь общими интересами в деятельности.

Педагогу необходимо учитывать особенности становления личности мальчиков и девочек, формируя как их межличностные, так и внутриколлективные отношения.

При выборе деятельности и ее организации для младших школьников, особенно во внеклассной работе, такого подхода нельзя упускать из виду. Мальчики и девочки часто проявляют неодинаковый интерес к одной и той же деятельности. Научившись новому делу, девочки работают с большим увлечением, в то время как мальчики быстрее теряют интерес к работе, если она становится привычной, им быстро надоедает монотонность. В организации общей для мальчиков и девочек деятельности важную роль играет темп, в каком сменяется вид деятельности для тех и других. На уроке труда, на занятиях кружков по интересам, во время прогулок и экскурсий учитель, давая новое задание, переключая детей на другую деятельность, учитывает особенности мальчиков и девочек.

Можно, используя элементы соревнования, ставить перед мальчиками и девочками разные задачи. Например, для девочек значимым в работе является качество выполнения того или иного задания. Они часто спрашивают: «Кто сегодня лучше всех читал?», «Кто лучше всех нарисовал?» Мальчикам же важнее оригинальность, самостоятельность решения. Подводя итоги работы, учитель должен оценить достижения и тех и других.

Элементы соревновательности, включенные в общественно полезную работу, могут помочь ее организации. Например: перед учащимися IV класса была поставлена цель — провести субботник, оборудовав класс для шестилеток. Надо было разобрать и рассортировать учебные пособия, переставить мебель, перенести часть ее из одного класса в другой. Дети сами распределяли работу: девочки вытирали пыль, разбирали книги и дидактические материалы, раскладывали их в шкафах под руководством учительницы. Мальчики же взялись переносить стулья из другого помещения. Очень скоро большая часть мальчиков оказалась в классе, отвлеклась от начатого дела. Лишь несколько мальчиков продолжали начатое дело. Через несколько минут они подошли к учительнице и сказали: «Все. Мы свою часть работы сделали, теперь пусть другие…» Учитель, зная, что мальчики всегда охотно соревнуются между собой, поставила перед ними условие: «Кто успеет перенести больше всех стульев?». Через десять минут работа была завершена, а довольные «победители» заканчивали расставлять мебель в классе. В этом случае педагог, использовав интерес мальчиков ко всевозможным соревнованиям, помог сохранить интерес детей к происходящему, активность в работе, облегчил достижение поставленной перед детьми цели.

В начальных классах приходится часто проводить беседы с детьми на познавательные и моральные темы. И, готовясь к ним, надо непременно учитывать, как та или иная тема может быть воспринята мальчиками и как — девочками. Различия в направленности интересов, свойственные основной массе мальчиков и девочек, могут отрицательно сказаться на предстоящей работе. Активность одной группы детей иногда способна подавить активность других. Приведем примеры таких бесед.

Беседа о космонавтике началась одинаково интересно для мальчиков и для девочек: и те и другие были активны, заинтересованы и с энтузиазмом принимали в ней участие. Дети многое знали и хотели поделиться с другими своими знаниями. Через несколько минут картина начала изменяться. Девочки стала явно терять активность, а затем и интерес к происходящему: мальчики хорошо владели материалом беседы, много читали н слышали, тема была для них интересной настолько, что они стали оттеснять девочек на второй план. Учитель, поддавшись общему настроению, вовремя не заметил перемены. Большинство девочек уже просто слушало, о чем рассказывали мальчики, а затем некоторые стали отвлекаться, то тут то там послышались разговоры.

На другой беседе, где речь шла о дружбе, товариществе, отношениях между людьми, быстро снизилась активность мальчиков. Они исчерпали и знания и интерес к теме разговора.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: