Дифференцированный подход в нравственном воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Часть 2

Дек 29 2010

Дифференцированный подход в нравственном воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Для большой группы учеников, в первом случае для девочек, во втором — для мальчиков, разговор закончился эмоциональным спадом и значительной потерей интереса к происходящему. Хорошо подготовленная по содержанию беседа не всем детям запомнилась как интересное событие.

Учитель, предвидя возможность такого результата беседы, еще в ходе подготовительной работы постарается заинтересовать тех детей, чью активность надо поддержать; вместе с библиотекарем подберет интересный материал к беседе, посоветует прочесть некоторые дополнительные рассказы к уроку внеклассного чтения. И во время беседы учитель должен обращать особое внимание на то, как проявляют заинтересованность, эмоционально откликаются мальчики и девочки.

В процессе нравственного воспитания, организации воспитательных воздействий надо учитывать, что нравственный мир человека раскрывается перед мальчиками и девочками не одинаково быстро и глубоко. Когда педагог видит своих учениц более развитыми, глубже понимающими мир человеческих отношений, это его радует, но не следует забывать и о том, что развитие нравственных представлений у мальчиков, их расширение и углубление — особая забота. Иногда можно наблюдать случаи, когда учащиеся начальной школы и младшие подростки, мальчики, пытаются уклониться от обсуждения нравственных проблем, отказываются анализировать ситуации, нуждающиеся в четкой нравственной оценке. А причина кроется в том, что они просто не умеют этого делать.

Отчасти в этом незнании и неумении причина того, что уже в начальных классах заметно различие в уровне общественной активности мальчиков и девочек. Дело не только в том, что девочки более исполнительны и добросовестны, но и в том, что мальчики еще недостаточно готовы к такой деятельности. Среди мальчиков младшего школьного возраста иногда встречаются такие, которые до 9 — 10-летнего возраста не задумывались над тем, что каждый человек имеет свой характер, что люди в одинаковых ситуациях могут поступить по-разному, что такие поступки можно сравнить и дать им оценку. Эта сторона действительности их еще не заинтересовала. Подобные случаи нередки, как показывают сочинения учащихся и беседы с ними. Это также необходимо учитывать учителю начальной школы.

Мальчики и девочки, только что пришедшие в школу и проучившиеся в ней год или два, учатся высказывать свои мысли вслух перед большим числом товарищей, описывать события, пересказывать прочитанное, давать свою оценку услышанному. Работая над развитием речи младших школьников, педагог, безусловно, должен учитывать разный для мальчиков и девочек уровень овладения речевой деятельностью. Для мальчиков и девочек одного возраста он различен. Часто мальчики испытывают большие трудности по сравнению с девочками. Их описания более кратки и менее полны, в них преобладает описание последовательности действий, а не состояний или переживаний действующих лиц. Из этого вытекает необходимость проведения специальной работы с мальчиками и девочками-

На уроках чтения и внеклассного чтения есть возможность привлечь таких детей к обсуждению того, что им пока малопонятно.

Там, где педагог работает, опираясь на знание особенностей нравственного развития детей того и другого пола, специально обращает внимание на степень овладения мальчиками нравственными понятиями, на их умение свободно оперировать ими в обсуждении, темп их нравственного развития ускоряется, а глубина и самостоятельность суждений, несомненно, увеличивается, что положительно отражается и в реальном поведении мальчиков.

Специальными усилиями, систематически, но ненавязчиво вводя мальчиков в мир нравственных знаний и представлений, педагог добивается повышения активности мальчиков не только при обсуждении нравственных проблем, но и в поступках, решениях, практической деятельности.

Младшие школьники, особенно в первые школьные годы- чрезвычайно внушаемы. У них сильно развито стремление подражать взрослым, особенно тем, кто является для них авторитетом. Но и в этом проявляю:, я психологические различия, присущие мальчикам и девочкам. Девочки более внушаемы. Они быстрее и легче мальчиков воспринимают не только требования учителя, но и подражают примеру, как бы «заражаясь» его отношением, оценкой, манерой поведения. В работе с мальчиками приходится чаще пользоваться методами убеждения. До тех пор пока мальчики не поймут, почему надо действовать так, а не иначе, полностью не осознают разумность выдвинутого требования или запрета, они не будут им руководствоваться. Не прямое приказание, не принуждение в той или иной форме, а убеждение при глубокой доверительности в общении с мальчиками — непременное условие успеха в нравственном воспитании мальчиков младшего школьного возраста.

В 6 — 10 лет характер мальчиков проходит важный и сложный этап формирования; они активно воспринимают «мужской» тип поведения. Сложность ситуации развития состоит в том, что в школе младшие школьники находятся в окружении учителей и воспитателей, которые в большинстве своем женщины. Безусловно, следует на занятиях и в беседах специально выделять и оценивать те нормы поведения и формы отношений, которые свойственны мужчинам; постоянным вниманием и тренировкой приучать мальчиков оказывать окружающим элементарные знаки внимания и вежливости. Постепенно от внешних проявлений мужских черт характера следует подводить мальчиков к осознанию сути понятий сила, мужество, достоинство, справедливость.

Действенным и эффективным средством нравственного воспитания младших школьников является педагогическая оценка. Говоря о ней и подчеркивая мысль о том, что успехи ребенка следует сравнивать с его собственными достижениями, нельзя забывать и о том, что мальчики и девочки не одинаковыми усилиями могут достигнуть того или иного результата. Девочка в привычной для нее ситуации, будь то учебная, трудовая или игровая, легче добивается хороших результатов: она с большей усидчивостью, настойчивостью и удовлетворением будет использовать уже известные ей приемы работы. Мальчикам же быстро надоедает однообразная деятельность, они легче отвлекаются от нее, и здесь сказываются не столько особенности распределения внимания, сколько желание искать другой путь решения той же задачи. Немудрено, что часто результат оставляет желать лучшего. А педагог решает: отвлекся от дела, не слушает рекомендаций, заслуживает отрицательной оценки. И девочки, послушно повторяющие уже известное и при этом получающие хороший результат, получают одобрение учителя, а мальчики — порицание. А старание выполнить работу и реальные усилия, затраченные для этого, часто могут оставаться вне оценки педагога. Могут не получить положительной оценки и те элементы творческого отношения к делу, желание найти самостоятельное решение, которые проявляются в ходе работы и не теряют своей ценности для воспитания, даже если не получилось требуемого результата. Использование педагогической оценки и особенностей восприятия ее мальчиками и девочками в руках учителя начальной школы является действенным средством формирования отношений в коллективе младших школьников.

Следует сказать и о том, что мальчики и девочки младшего школьного возраста по-разному реагируют на оценку, особенно если она исполняет роль поощрения или порицания. Девочки более чувствительны к различным формам поощрений и крайне болезненно реагируют на порицания, особенно если при этом присутствуют одноклассники.

Девочки более спокойны, лучше мальчиков учатся в начальной школе, более послушны и управляемы, поэтому и в учебной работе и во внеклассной деятельности на их долю выпадает больше поощрений, положительных оценок их поведения и успехов. Их учитель чаще ставит в позицию положительного образца поведения для других детей. Мальчики же в силу особенностей своего поведения — подвижности, повышенной потребности в частой смене деятельности — чаще получают дисциплинарные замечания; в основном их, как показали специальные наблюдения, учитель ставит в позицию отрицательного образца поведения. Их реже хвалят, чаще делают им замечания. Со временем мальчики привыкают не выражать слишком явно своего отношения к развернутым словесным оценкам. Со стороны может показаться, что на ребенка такие воздействия не оказывают влияния. Прибегая ко все более сильным способам воздействия, таким, как осуждение поступка ученика перед всем коллективом одноклассников, выяснение деталей того или иного «происшествия», пытаясь привести мальчика к публичному признанию вины любой ценой, можно добиться обратных результатов воздействия: защищаясь, ребенок как бы автоматически отбрасывает все разумные с точки зрения окружающих доводы и оценки. Вынужденный согласиться с ними, внутренне он переживает разлад с коллективом, отдаляясь от него, как ему может показаться, далеко. А ведь для мальчиков особенно важным является переживание чувства принадлежности к коллективу, необходимости для коллектива его присутствия и участия.

Отсутствие педагогически целесообразной корректировки способов воздействия на мальчиков и девочек способно серьезно затруднить формирование взаимоотношений в коллективе младших школьников.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: