Эстетическая культура семьи

Дек 19 2010

Эстетическая культура семьи
Мысль, что постижение мира прекрасного в семье начинается с песни, заставляет задуматься: а каково вообще место искусства в жизни современной семьи? Овладение в семье, начиная с малых лет, богатствами мировой культуры, глубокое и тонкое понимание произведений искусства, в сущности, оказываются сегодня одними из первых воспитателей человека, побудителями его духовного развития и труда.

Подлинное искусство учит людей гуманизму, дает им нравственную опору, помогает найти и отстоять свои взгляды, нравственно облагораживает, выпрямляет личность, высвечивая ее недостатки, укрепляя достоинства.

Приобщение к искусству даст иное ощущение жизни, одухотворяя ее высокими идеалами, как бы приподнимает жизнь над привычной обыденностью.

При этом заметим, что «механизм» воздействия искусства таков, что личное, добровольное обращение к искусству способно устанавливать между людьми мир, соединять членов семьи незримыми, но самыми тесными узами, сплачивать их в единое целое. Эффект для семейной жизни, следует признать, немаловажный и существенный.

Культура все больше проникает в нашу жизнь. Семьями читают книги, смотрят телевизор, участвуют в самодеятельности, ходят на выставки и в кино. Но достать желанную книгу даже в библиотеке стало проблемой, сложней сложного купить билеты на новую театральную постановку. Зато всегда под рукой телевизор, достаточно нажать кнопку. (Здесь учитель может провести микродиспут «Домашняя библиотека: какой ей быть?».) И досуг многих семей определяется именно этой коварной доступностью, превращается во «всеядное» потребление телевизора, у которого проводятся долгие часы. И тогда из аппарата, призванного обогащать досуг, телевизор превращается в «ящик», который его крадет. Появилась новая проблема: телевидение и дети, или, можно сказать шире: телевидение и мы.

Думается, что культурный человек, имеющий достаточно широкий круг интересов, не станет смотреть все передачи кряду.

Искусство входит в жизнь каждого дома по-разному. Об эстетической культуре семьи можно судить по тому, какое место в ней занимают музыка и книги, посещение музеев и театров, кино. Но это не единственный и не самый объективный критерий. Бывает и так: человек смотрит, но не видит, слушает, но не слышит; увиденное и услышанное оставляет его равнодушным, не ведет к размышлениям над жизнью и самим собой. Произведения искусства в таком случае как бы просто потребляются, оставляя ум и сердце безмолвными.

В развитие этого тезиса можно привести выдержку из статьи П. Соловей.

«Необходимы действие, деяние, дело. Можно ли всю жизнь потреблять, складывать в себя знания, мысли, впечатления, пусть и прекрасные сами по себе? Да они же там, внутри нас, задохнутся, истлеют без употребления, как новое платье в сундуке!

Но дело — трудная вещь. Оно не всегда получается, не всегда сулит удачу, не всегда дастся сразу и легко. Потреблять проще и привычнее. Использовать чужое, как свое, мы умеем со школьных лет, а вот творить, тут ведь нужно напряжение.

Не потому ли погоня за искусством стала для многих навязчивой идеей… Я говорю о тех, для кого искусство превратилось в своеобразный наркотик: отними его и человеку не о чем будет думать, говорить, ему нечем будет жить, хотя у него самого и у окружающих столько проблем, и каких! Для своего решения они требуют мысли, знаний и того самого творчества, о котором мы тоскуем. Но когда нужно что-то совершать, делать выбор, решаться на поступок, тут часто мы действуем грубо, топорно, работаем или в бессилии опускаем руки. Почему же великий опыт искусства нам тут не помогает? Да потому, что по сравнению с вымыслом реальность кажется нам тусклой, мелкой, скучной. Мы не видим тех глубин, которые умеют в ней обнаружить и воссоздать художники, потому что мы привыкли лишь потреблять искусство, а не пользоваться им как инструментом познания жизни… духовная культура создается не вне, а внутри нас, и создается не количеством знаний и впечатлении, а умением осмыслить и пережить, перечувствовать их» 1.

Коллекционировать предметы искусства или собирать библиотеку можно, увы, и из корыстных целей, в качестве выгодного вложения средств. «Книжный бум» последних лет объясняется, надо думать, не только возросшей тягой к чтению. Падение числа читателей массовых библиотек тому свидетельство.

Так в чем же состоит эстетическая культура семьи? Видимо, в потребности постоянной духовной жизни, духовного роста, во внутренней необходимости общения с миром прекрасного и, наконец, в желании творить прекрасное самому.

Не менее важна для эстетического воспитания культура домашних праздников. Если в IX классе тема домашних праздников не поднималась, то теперь учитель может попросить старшеклассников выступить с рассказом о них, как они готовятся и проходят. Если никому предварительно задание не давалось, возможна фронтальная беседа: какие праздники отмечаются в семьях учеников? Есть ли у этих праздников что-то оригинальное (конкурсы и т. д.) или они ограничиваются традиционным застольем? Какие праздники учащиеся любят больше всего и почему? Как они относятся к идее, что к празднику, чтобы он оказался удачным, нужна особая подготовка, сценарий? И т. д.

Эстетика быта немыслима без эстетики нашего внешнего вида. А между тем еще часто модельеры с грустью констатируют: «Мода рождается на улице, а умирает дома». Грусть законодателей моды вызвана уверенностью, что так быть не должно. Нельзя наряжаться, только выходя на улицу, оставляя за собой право донашивать вышедшую из моды одежду дома. Ведь дома нас видят люди вовсе не безразличные нам, почему же порой мы предстаем перед ними в столь непривлекательном виде: застиранный халатик, вытянувшийся на коленях спортивный костюм? Нередко именно на домашней одежде экономится семейный бюджет.

Стремясь изменить наши привычки, журналы мод на специальных страницах пропагандируют вещи для домашнего гардероба. Но вот задача… Для того чтобы он изменился, нужно опять-таки стремление и умение хорошо выглядеть дома. Желание приложить руки к старым, вышедшим из моды вещам может обернуться сшитыми специально для дома уютной курткой или домашним платьем, в котором заодно опробуется и какая-нибудь экстрамодная линия, что даст возможность увидеть, действительно ли тебе к лицу новая мода. Модельеры призывают нас изменить отношение к домашней одежде, подходить к своему домашнему гардеробу творчески: пусть мода не умирает, а рождается и живет дома.

Говори об эстетике быта, мы все время подчеркивали, что все прекрасное требует наших неустанных забот, труда, творчества, без чего дом никогда не станет уютным, притягательным, без чего не будет у нас своего очага, прибежища, пристанища.

Нет ответов пока » Организационная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: