Гармоничное развитие ребенка

Мар 03 2011

Гармоничное развитие ребенка
В дошкольном возрасте сохраняются игрушки, развивающие соотносящие предметные действия, сохраняется заинтересованное отношение ребенка к природному материалу как полифункциональным игровым предметам.

Особое место у ребенка-дошкольника занимает кукла или мягкие игрушки. Эти игрушки имеют значение для эмоционального и нравственного развития ребенка(гармоничное развитие ребенка). Сначала ребенку во всем помогает взрослый. Ребенок учится от взрослого наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет себя» таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных я нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Кукла или мягкая игрушка выступают в качестве заместителя идеальное –руы, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность с такой игрушке возникает у каждого дошкольника — не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка — не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др., — объект для общения во всех его проявлениях, партнер по общению в игре ребенка,направления развития ребенка.

У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

Установлено, что фактура материала, из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но разной фактуры. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые или холодящие материалы не всякий ребенок готов принять как фактуру любимой игрушки. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сорадость. Это говорит про гармоничное развитие ребенка.

Дети дошкольного возраста очень любят играть с мягкой игрушкой. Сажают такую игрушку вместе с собой во время обеда, ложатся вместе с ней спать, во время просмотра диафильмов сажают на колени. Играя в различные игры (пароход, поезд), обязательно берут с собой своих любимых кукол и медведей, хотя дома или в детском саду полно всяких других игрушек.

Важное значение имеет также соотношение пропорций головы и тела игрушки. Установлено, что определенное соотношение пропорций игрушки вызывает покровительственное отношение. Укороченный рвал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза — признаки облика игрушки, вызывающие у ребенка прилив нежных чувств.

Куклы — копии человека имеют разное предназначение в игре, направления развития ребенка.

У традиционной, «прекрасной куклы» большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот. Роскошные {белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла обязательно получает имя (по ненавязчивой подсказке мамы) от своей хозяйки — маленькой девочки. «Прекрасная кукла» может быть принцессой, мамой, дочкой. «Прекрасной куклой» дети восхищаются и немного стесняются ее. В «прекрасную куклу» мальчики, как правило, не играют.

У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т. д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой нередко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.

Куклы — герои народных и авторских сказок также характерны по своей внешности (Иванушка-дурачок, Буратино, Чебурашка и др.), они несут в себе заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные липни в игре. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного поведения. Поэтому Иванушка-дурачок, Буратино и Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, Колдунья, Баба Яга плохие, злые, несправедливые и лживые. Ребенок приписывает положительной характерной кукле множество положительных черт, в то время как отрицательные герои наделяются множеством негативных черт.

Благодаря тому что куклы — герои сказок несут в себе эта-лонность нравственного облика, ребенок сосредоточивает на ней весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Игра с куклами становится своеобразной школой социальных отношений. То же можно сказать о кукольных зверюшках. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности отождествлять себя (идентифицироваться) как с куклой, так и с людьми.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обнаруживает интерес к играм-соревнованиям. Атрибуты таких игр тоже игрушки. Это мячи, кольца хула-хуп, прыгалки, кегли, луки и стрелы и многое другое. Чтобы начать состязаться со сверстниками, ребенок должен освоить эти предметы. Именно в дошкольном возрасте дети начинают целенаправленно тренироваться, осваивать атрибуты соревнований- гармоничное развитие ребенка. Параллельно с этими тренировками дети учатся правилам том или иной игры. В пять лет ребенок уже знает, что такое соревнование. Прыгая через скакалку или кидая кегли, он притязает на признание в игре-соревновании. От его стремления к победе развиваются такие личностные качества, как сдержанность, рефлексия (способность осознать свои особенности, осознать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций других), воля к победе.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: