Идейно-политическое воспитание в октябрятской группе. Часть 1

Дек 31 2010

Идейно-политическое воспитание в октябрятской группе
Школа с первых дней дает определенную систему знаний, связанных с политическим просвещением учащихся. В своей беседе с детьми учитель говорит о Советском правительстве, о Коммунистической партии, которые позаботились о том, чтобы у наших детей были светлые красивые школы, чтобы все дети могли учиться, стать образованными людьми.

Подготовка к Празднику красной звездочки связана с формироваиием представлений о том, что такое красная звездочка, кто такие внучата Ильича, почему так назвали октябрят, каким должен быть октябренок и т. п. Обсуждение этих вопросов, ответы на них формируют общественно-политические знания детей об октябрятском долге, об обязанностях октябрят.

Работая с детьми на уроке, учитель выясняет содержание тех представлений, которые уже сложились у детей. Они очень ограниченные, неточные, что вполне естественно, если учесть возраст детей.

Вопросы, обращенные к детям, позволяют выявить, над чем педагогу необходимо работать в первую очередь. Так, беседы с детьми, поступающими в I класс, показали, что на вопрос: «В каком городе ты живешь?» — преобладающее большинство детей дали правильный ответ, и лишь немногие из детей вместо города называли улицу, на которой они живут. Но вопрос: «В какой стране ты живешь?» — у многих вызвал затруднение: «В этой стране», «В русской стране», — отвечали дети.

Идейно-политическое воспитание учащихся — повседневная, целенаправленная, систематическая работа по формированию коммунистически сознательных юных граждан. Она проводится на уроке и вне урока.

Совместная деятельность октябрят и пионеров определяет активную общественную позицию детей, их место и роль в общественной жизни страны, их посильное участие в общенародных делах, связанных с выполнением пятилетних планов.

Элементы политических знаний дети получают еще до школы из передач радио, телевидения, из разговоров взрослых, из книг, которые им читают, от воспитателей детского сада; они узнают о важнейших событиях в нашей стране, за рубежом. Дети принимают участие вместе со взрослыми в праздновании революционных лат.

Вопросы о В. И. Ленине показали, что дети второго-третьего года обучения хорошо знают, что В. И, Ленин — вождь революции, где он родился, число и год его рождения.

Очень легко и быстро дети называют имена героев-пионеров. На вопрос «Какое событие мы отмечаем 7 ноября?» большинство ответов было такого содержания: «Тогда свергли царя, народ пришел к власти». Не все дети различают такие события, как гражданская и Великая Отечественная война. Таким образом, простейшие понятия, которыми мы пользуемся, когда объясняем учащимся то, что происходило или происходит в нашей стране, не всегда оказываются для них ясными, наполненными адекватным содержанием.

Работа педагога, позволяющая дать детям правильное представление о своей стране, ведется систематически.

Сведения об общественных явлениях, о революционных праздниках, о труде взрослых, о красоте и богатстве Родины дети получают на уроках чтения. Изучая с детьми соответствующие статьи, учитель использует имеющиеся там факты для того, чтобы познакомить детей с целым рядом новых понятий, объяснить их содержание, активизировать знания и представления, уже имеющиеся у детей.

Например, читая рассказ А. Кононова «В Смольном» дет встречаются с понятием помещики. Они узнают, что раньше помещики жили в лучших домах, сами они не работали, у них были слуги. Революция все изменила: теперь в этих домах живут трудящиеся. Здесь же говорится о классе рабочих и крестьян, о том, что Ленин боролся за их хорошую жизнь. Дети получают элементарные представления о классовом составе общества, о непримиримости класса эксплуататоров и эксплуатируемых, о Ленине как о вожде трудящихся.

Для проведения бесед с детьми большую помощь могут оказать письма Н. К- Крупской, обращенные к пионерам и школьникам. Например, в письме пионерам „«Мое» и «наше»» Н. К- Крупская объясняет явления сегодняшнего дня, обращаясь к истории, доступно и наглядно раскрывая пионерам сущность взятого для анализа исторического явления1.

На уроке в беседе, посвященной Дню Советской Армии, первоклассники, дополняя друг друга, смогли объяснить, кто такие фашисты, которых победила, разгромила наша Советская Армия: «Фашисты — это захватчики», «Они первыми начали войну», «Они хотели, чтобы вся власть, весь мир был их», «Они хотели, чтобы на них все работали, были рабы». Но одновременно мы слышали и такие ответы: «Фашисты — это дяденьки, которые не за нас», «Когда было временное правительство, они пошли на пас войной». Эти ошибки естественны: круг представлений детей, их знания еще очень ограничены. Этого учителю нельзя упускать из виду. Он должен уточнить содержание знаний, их политический смысл в формах, доступных данному возрасту, опираясь на то, что уже знают дети.

В книгах для чтения содержится систематизированный и большой по объему материал для политического воспитания учащихся, которое осуществляется в процессе ознакомления не только с настоящим, но и с прошлым нашей Родины. Специальный раздел — «Великая Октябрьская социалистическая революция» дает учащимся достаточно широкие, содержательные представления о борьбе рабочих и крестьян за власть Советов, о В. И. Ленине как вожде трудящихся и создателе Советского государства, Коммунистической партии, о его соратниках.

Рассказывая о нашей стране, о ее величии, педагог обращается к карте. «Экскурсию» по карте можно провести как игру-путешествие. Это даст учащимся географические сведения, которые нужны для понимания содержания многих понятий, необходимых для бесед с детьми на темы, которые связаны с идейно-политическим воспитанием. Вожатые-пионеры на сборах, опираясь на те знания, которые дети получили на уроке, рассказывают им о труде советских людей, о их героических подвигах, о замечательных событиях, происходящих в стране. Участвуя вместе с пионерами в общественно-трудовой жизни школы, города, села, ребята осознают связь своей деятельности с жизнью взрослых, жизнью своей страны.

Внеклассное чтение дает богатый материал для продолжения работы по политическому просвещению учащихся. Чтение произведений А. Гайдара «Военная тайна», «РВС», «Дальние страны», Ю. Олеши «Три толстяка», С. Маршака «Мистер Твистер», Д. Ро-дари «Приключения Чиполлино» и других позволит пионерам провести беседы с октябрятами, организовать выставки, игры, поставить небольшие инсценировки.

Вожатые с октябрятами рассматривают иллюстрации, рассказывающие о прошлом и настоящем нашей страны, читают интересные отрывки нз книг, статьи, смотрят диафильмы, делают альбомы по темам: «Моя страна», «Как жили раньше», «О Ленине». Политическое просвещение сочетается с делами, общественно полезной деятельностью учащихся.

Об активной позиции детей, их участии в окружающей жизни Н. К. Крупская говорит в своем письме к пионерам так; «Многие ребята не ясно себе представляют, что такое общественная работа. Это работа, направленная на то, чтобы улучшить сообща окружающую жизнь.

Вот вы видите, например, что в доме, где вы живете, есть детский сад, а у ребят нет игрушек, малышам скучно, — сорганизуйтесь несколько человек в кружок, сделайте ребятам-малышам несколько игрушек, по очереди ходите играть с ними».

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: