Идейно-политическое воспитание в октябрятской группе. Часть 2

Дек 31 2010

Идейно-политическое воспитание в октябрятской группе
Большое значение имеет в работе по общественно-политическому воспитанию учащихся систематическое обсуждение с ними событий общественной жизни, происходящих в нашей стране и за рубежом.

Интерес этот воспитывается постепенно, изо дня в день. Запущен в нашей стране новый космический корабль — с этого и начинает учебный день педагог: «Ребята, что замечательного произошло сегодня у нас в стране? Кто слышал?» Каждый, кто знает о событии, с жаром и восторгом излагает известные ему сведения.

К этой работе учитель постепенно подключает вожатых звездочек, которых необходимо научить разговаривать с малышами на общественно-политические темы. Большое значение имеет чтение «Пионерской правды». Из газеты дети узнают о делах пионеров и октябрят разных школ страны, разных республик, узнают о важных событиях в жизни страны, о новых стройках коммунизма, о покорителях космоса. Много материала дает газета о дружбе детей разных стран и разных народов, о событиях, которые происходят в других странах: о борьбе рабочих за свои права, о бесправном положении негров в Америке и т. д.

Октябрята, готовясь к вступлению в пионеры, сами читают «Пионерскую правду», детские журналы «Мурзилка», «Пионер», обмениваются на сборах звездочек тем, что узнали, что им показалось особенно интересным. Учитель направляет эту беседу, подводя ее итог, подчеркивая политический смысл событий.

Под руководством учителя и вожатых третьеклассники создают уголки «Пионерской правды», где помещаются наиболее интересные заметки из газеты о важных и значительных событиях в нашей стране.

В работе с младшими школьниками надо иметь в виду, что дети эмоционально воспринимают материал. Они бурно радуются победам в строительстве и освоении космоса, негодуют против тех, кто ведет захватнические войны, сочувствуют безработным капиталистических стран. Восприятие детьми многих сложных политических событий начинается на эмоциональном уровне. И лишь постепенно учащиеся проникают в сущность явления, начинают глубоко и правильно понимать его политический смысл. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы вызвать и поддержать у младших школьников прежде всего живой интерес к событиям политической и общественной жизни, формируя и направляя его. Необходимо вызвать у детей чувство восхищения нашей страной, чувство своей принадлежности к народу, который впервые на земле победил рабство и завоевал свободу, чувство дружбы к народам других стран. Педагог стремится вызвать у детей чувство благодарности к старшему поколению, отстоявшему свободу и независимость нашей Родины.

Эмоциональным стимулом для развития интереса к важным общественным событиям является празднование революционных дат. Для детей каждый такой праздник — яркое и радостное событие. Эти праздники отмечаются по всей стране, в каждой школе, классе, семье. Иногда главный смысл революционного праздника не всегда достаточно ясно понимают младшие школьники. Так, октябрята II класса получили задание сделать рисунки на темы «Праздник Октября», «1 Мая». Одни дети рисовали парад на Красной площади, демонстрацию, самолеты, другие — празднично украшенные улицы. А один мальчик нарисовал празднично накрытый стол. Второстепенные детали заслонили главное, сущность праздника. Задача учителя и вожатого состоит в том, чтобы разъяснить детям в доступной для них форме суть праздника, используя тексты учебников, периодической печати, художественные произведения, свои собственные воспоминания, впечатления.

Сборы, посвященные революционным датам, замечательным событиям, которые переживает страна, насыщены материалом политического содержания и смысла. Важным условием, определяющим их воспитательную эффективность, является доступность для детей содержания сбора, активная деятельность детей по подготовке к нему и в процессе его проведения. Важно, чтобы все дети были вовлечены в активную деятельность, связанную с поисками песен, картин, стихов, рассказов, книг по теме сбора, участие в коллективных вьтступлгпяях: участвовали в хороном исполнении песен, стихов, делали газету.

При подготовке сбора замыслы взрослых не должны ни в коей мере тормозить инициативу самих детей. Всякое предложение октябрят, выдумка, пусть маленькая, может быть подхвачена взрослыми и реализована с их помощью. Все это сделает для детей сбор, праздник своим, близким, доходчивым. Подготовка праздника часто ведется по звездочкам. Каждой звездочке дается задание, которое она выполняет. Например, звездочка «Космос» готовится быть запевалой, звездочка «Дружные» делает стенную газету, звездочка «Орленок» подбирает картины, отражающие жизнь и деятельность В. И. Ленина. Причем ребята каждой звездочки помогают друг другу: «Дружные» приносят репродукции для «Орленка», а ребята из «Космоса» делают рисунки для газеты, которую готовят «Дружные».

Сборы, посвященные 7 Ноября и 1 Мая, Дню Советской Армии и Дню Победы, 8 Марта, Дню рождения В. И. Ленина, Дню Пионерии, дополняют и обогащают представления детей о большом круге политических событий, те представления, которые дети получают на уроках, особенно на уроках чтения.

Систематическое проведение таких сборов из года в гол требует от педагогов тщательного продумывания того нового, что будет внесено в последующем году. Здесь во многом помогут выдумка и инициатива детей — октябрят и пионеров. Изменяется содержание сбора и форма его проведения. Однако, внося элементы нового в оформление сбора, необходимо выработать определенные традиции, ритуалы, связанные с началом или окончанием сбора, например; линейка октябрят, песня, которой открывается сбор; соревнование звездочек на ловкость, меткость, которым завершается сбор,

Рисование является для детей очень интересным видом деятельности, в процессе которой дети выражают свое мироощущение, свое отношение к взволновавшим их событиям. Дети не всегда могут выразить это отношение в речи, тут и приходит на помощь рисунок, где не только находят выход, но и закрепляются чувства детей. Вожатые организуют выставки детских рисунков, составляют с октябрятами альбомы на различные темы, делают монтажи. Примерные темы для такой работы следующие: «Где работают наши мамы и папы», «Кем я хочу быть», «Пионеры работают вместе с октябрятами», «Пионеры-герои», «Мы на празднике 1 Мая» и др.

Созданию положительного эмоционального отношения к явлениям общественной жизни, героям нашего народа, к делам пионеров и комсомольцев страны помогает песня. Музыка, текст, коллективное исполнение песни позволяют детям сопереживать с героями песни, почувствовать себя причастными к тому, о чем они поют. Песня помогает организоваться в начале сбора. Учащиеся поют песни, которые они разучивают на уроках пения. Привычка петь на сборе известные всем песни позволит разучить и новые.

Ежегодный конкурс песни и октябрятских группах также привьет детям интерес к хоровому пению, объединяющему и сплачивающему коллектив, в эмоциональной форме донесет до октябрят идеи дружбы, борьбы, любви к Родине. Дети разучивают и поют на уроке песни: «Маленький барабанщик» на слопа М, Светлова; «Про нашу Советскую Родину», муз. А. Пахмутовой, слова М. Ивенсен; «Песня о Родине», муз. И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача; «Октябрятская песенка», муз, Красева, слова Н. Саконской; «Замечательный вожатый», муз. А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова; «Гибель Чапаева», муз. Ю. Милютина, слова 3. Александровой; «Наш край», муз. Д. Кабалевского, слова А. Пришельца; «Орленок», муз. В. Белого, слова Я. Шведова; «Шумел сурово брянский лес», муз. С. Каца, слова А. Сафронова.

Особое значение для политического воспитания учащихся имеет подготовка октябрят к вступлению в пионерскую организацию. Изучая пионерскую символику (галстук, знамя, салют, значок и т. д.), знакомясь с историей пионерской организации, работая над Законами пионеров Советского Союза и Торжественным обещанием, октябрята получают новые представления, новые знания политического содержания. Понимание закона «Пионер предан Родине, партии, коммунизму» дети раскрывают в следующих высказываниях: «Если будет война, надо отдать жизнь за Родину»; «Надо собирать металлолом, озеленять улицы»; «Надо участвовать в субботниках, играть с малышами».

В этих высказываниях чувствуется направленность на полезные, необходимые стране дела пионеров. Эти ответы свидетельствуют, что работа с октябрятами по формированию у них представлений о пионерской организации проходила в единстве с их практической общественно полезной деятельностью.

Изучение закона «Пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран» позволяет провести значительную работу по развитию интернациональных чувств детей, их понимания единства интересов всех трудящихся мира. В этом большую помощь может оказать школьный клуб интернациональной дружбы.

Торжественное обещание, с содержанием которого знакомятся октябрята, — клятва пионеров в верности комсомолу, партии, своему народу. Смысл этого обещания октябрята понимают лучше в том случае, если учитель и вожатый вспомнят вместе с ними о клятве воинов, клятве героев-краснодонцев, о клятве первых пионеров на Красной площади в 1924 году, где пионеры обещали быть верными заветам Ильича.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: