Игрушка как средство общения и психического развития ребенка

Фев 21 2011

Игрушка как средство общения и психического развития ребенка
В старшем дошкольном возрасте по-прежнему особое место занимает кукла или мягкие игрушки. Эти игрушки отвечают эмоциональному настрою ребенка на доверительное общение, они выступаю? как его верные друзья. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. Правда, иногда случается, что ребенок побьет свою куклу, внеся в сюжету ситуацию, в которой кукла оказывается виноватой.

Обнаружив такое отношение к кукле, взрослый должен примирить негодующего ребенка с куклой: ведь кукла не может провиниться, если сам ребенок этого не хочет. Кроме того, агрессия] ребенка диагностирует неблагополучие его внутреннего мира .Что-то не заладилось у него в отношениях со взрослым или сверстником.

Ребенок любит свою «старую» игрушку, он воспринимает ее, интимнее, чем новую куклу.

Любимая игрушка должна быть у каждого ребенка, особенно она необходима ребенку, который воспитывается единственным семье.

В семье с единственным ребенком родители часто концентрируют свое внимание на ребенке и создают у него эгоистические установки. Кукла, так же как и любимая зверюшка, учит ребенка доброте, сочувствию, заботе. Эти чувства он затем переносит в общение со взрослыми и детьми.

Играя с зависимой от его воли игрушкой, ребенок по-особому учится переносить свои эмоции на эту игрушку. Идеальный кроткий друг нужен как девочкам, так и мальчикам.

Остальные куклы, которыми владеет ребенок, выступают разных сюжетных играх.

Помимо игрушки в качестве любимого друга, ребенок старшего дошкольного возраста обнаруживает интерес к игрушкам, организующим соревнование. Напомним, что речь идет о таких игрушках, как мячи, прыгалки, кегли, луки и стрелы и др. Ребенок весьма методично, по собственной воле тренируется в овладении этими предметами. В пять-шесть лет ребенок уже имеет представление о соревновании. Прыгая через скакалку или кидая кегли, он притязает на признание в игре-соревновании. От его стремления к победе развиваются такие личностные качества, как сдержанность, рефлексия, воля к победе.

Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик стучат молотком, «строит» дома и гараж, «водит» машину и т. д. Девочка убирает в кукольном уголке, «лечит» больного мишку, уговаривает дочку быть умницей.

У мальчиков и девочек свои игрушки. При выборе игрушек сказывается половая принадлежность детей. Мальчик скорее предпочтет пистолет, ножик, лук, легковую машинку, а девочка — куклу, посуду, мебель и др. Выбор ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация, Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть, в чем дело. Если он, например, подражает любимой старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчиков. Так же следует поступить и с девочкой, которая, любя старшего брата, освоила лук и стрелы, научилась кидать камушки получше иного мальчишки.

С какими игрушками играет ребенок? Что он предпочитает? Ответы на эти вопросы дадут основание судить о том, какие ведущие деятельности осваивает ребенок, как идет половая идентификация.

Когда шестилетний мальчик пойдет в школу, он по-прежнему будет любить своего мишку, будет играть солдатиками и машинками. Шестилетняя девочка не будет расставаться со своей куклой. Однако теперь некоторые из них будут стремиться скрыть от других свои привязанности к игрушкам — ведь они школьники! Безусловно, ребенку следует помочь в стремлении играть с любимым мишкой или с куклой. Постепенно игра в эти игрушки приобретет качественно иное содержание: ребенок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, его эмоции по отношению к игрушке станут спокойнее и игрушка займет свое место в воспоминаниях детства, а в настоящем она принесет милое чувство приязни и благодарности за прекрасное детство.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: