Интерес к себе

Фев 19 2012

Интерес к себе
Вернемся на несколько лет назад. На чем строилось представление младшего школьника о себе и его самооценка? Главным образом на оценках, которые он получал от взрослых, прежде всего от родителей и учителя, хотя ему и приходилось делать порой выводы из некоторых своих поступков. Однако думать о себе ребенку неинтересно, он не испытывает в этом особой необходимости. Ему интереснее думать о другом — о школе, о ребятах, о разных происшествиях. На протяжении всего младшего школьного возраста и особенно к концу его нарастает интерес к отношениям сверстников между собой и со взрослыми; дети все больше обращают внимания на то, почему люди (и, в частности, их сверстники) ведут себя так, а не иначе, все больше их занимают взаимоотношения вообще.

Если младший школьник о собственных особенностях специально не размышляет, то в подростковом возрасте происходят изменения, которые уже осознаются некоторыми ребятами.

«В IV классе я маленькой была, а в V — уже двенадцать лет! Вообще с V класса какая-то другая жизнь пошла, — говорит шестиклассница. — Смотрю на всех, наблюдаю, как ко мне относятся, как к другим. Почему бы это? Видишь, что в тебе хорошее, что плохое… Сравниваю себя с другими. Вот Люда какая сдержанная, а я иногда такая, как будто меня кипятком облили. Надо, думаю, пример с нее взять… Теперь стала думать о себе… Сама к себе стала по-другому относиться, хочу лучше стать, иногда прямо ненавижу себя за некоторые поступки, за то, как разговариваю с девочками. Хочу сдержаться, а как-то не получается…» Другая шестиклассница отмечает в себе в качестве нового такое: «Думаю о том, что сделала и как сделала, как надо было сделать… По косточкам поступки разбираю! Я больше о недостатках думаю… какие есть недостатки, обсуждаю сама с собой, как их исправить».

У подростка возникает интерес к себе и другим людям, желание понять особенности человека и взаимоотношений его с другими людьми, мотивы его поступков и его переживания. Думая об окружающих людях, подросток сравнивает себя с ними. Установка на сравнение себя с другим человеком выражена у подростка очень ярко. Особое внимание привлекают поступки — собственные и других людей. Это не случайно: ведь во всяком поступке проявляются особенности отношения человека к кому-то или к чему-то. Размышления старших подростков об этом во многом сходны.

«Я думаю не только о себе, но и об окружающих: что их волнует, интересует, что в них хорошего, как кто относится к людям, ко мне, как я отношусь и поступаю, правильно ли?»

«О чертах характера надо думать, и о достоинствах, и о недостатках, и насчет самосовершенствования… Иногда очень задумаешься: «Какой же я еще людишка?! Какая от меня польза?!» Очень хочу волю воспитать, настоящую, железную, но пока не очень хорошо выходит…»

«Думать, какой поступок хороший, какой плохой, необходимо, иначе можешь себя неправильно вести в обществе, неправильно переживать некоторые вещи… Мне нравится думать об окружающей жизни и людях. Стараешься догадаться, что побудило человека поступить так, а не иначе, что он чувствовал при этом, как относится к людям… Я тоже составляю «Правила жизни». Думаю, какая польза будет от меня и что надо сделать для этого. Сейчас это для меня очень важный вопрос, и поэтому я не знаю, куда дальше идти учиться».

Заметим, что подросток размышляет о себе не отвлеченно — в круг его размышлений включено то, что происходит вокруг него, поступки других людей, его взаимоотношения с этими людьми, жизненные задачи разного рода. Подросток рассматривает и оценивает собственные поступки, стремясь понять, к чему они привели или приведут в будущем. Он желает осознать свои особенности («Почему я такой?»), выяснить свои недостатки — эта потребность возникает из необходимости «правильно вести себя в обществе», верно построить свои отношения со сверстниками и взрослыми, быть в состоянии ответить на требования других людей, да и на свои собственные. Знать себя — непременное условие для того, чтобы суметь достичь целей, которые ценны и важны.

Именно поэтому подросток сначала особенно озабочен своими недостатками, хочет избавиться от них. Он нацелен на положительное в другом человеке, готов брать с него пример. Такое внимание к своим недостаткам и потребность преодолеть их сохраняются на протяжении всего подросткового возраста; у многих ребят недовольство собой возрастает, а вместе с тем возрастает и тяга к самовоспитанию. Поэтому размышления о себе никак нельзя пренебрежительно расценивать как ненужное самокопание: выходит, они играют важную роль в управлении развитием подростка, в воспитании у него желательных для общества черт характера, взглядов, способов поведения.

Младшие подростки особенно не размышляют о своих достоинствах («Зачем про хорошее думать?»). Но со временем возникает стремление разобраться в особенностях своей личности в целом — и в своих минусах, и в своих плюсах («Раньше думала только о плохих поступках, а сейчас — вообще: какая я?»). Очень интересует ребят, каковы же их собственные возможности и способности. У подростка возникает потребность подумать о себе: о своих поступках, взаимоотношениях с друзьями, родителями, учителями, о своих отличиях от других, о своем будущем, причем подумать без помех, одному. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе — характерная особенность подростка. Важно отметить, что размышления о себе никоим образом не случайны — подросток впадает в них сам, преднамеренно; они не попутны, не возникают между делом — ребята заняты мыслями о себе как особым, совершенно самостоятельным делом; да и в их собственных глазах дело это важное и необходимое; способность размышлять о себе они сами отмечают как новую свою черту, которая отличает их от «детей».

Важным побуждением к тому, чтобы поразмышлять о себе, оказывается для подростка стремление занимать уважаемое положение в кругу сверстников, общаться с товарищами, которые нравятся. Думая об особенностях привлекающего его сверстника, подросток часто сравнивает себя с ним и видит свои недостатки. Появляется желание иметь те черты, которые нравятся у товарища: «Что я, хуже? Я тоже хочу быть таким же!» Для многих подростков именно сверстники становятся образцами; причем подросток может одновременно равняться на нескольких товарищей: в одном ему нравится одно, в другом — другое. Любопытно, что мальчики становятся образцами для некоторых девочек, а девочки — для некоторых мальчиков.

Преобладающие образцы для подростков — реальные люди, а не литературные герои. Среди многих качеств, привлекающих ребят в тех людях, на которых они хотят быть похожими, на первом месте стоят нравственные качества, затем качества мужественности. Вот «портреты» двух подростков, семиклассника и семиклассницы, составленные из высказываний сверстников, которые хотели бы равняться на них. (В скобках указано, сколько ребят хотели бы иметь именно данное качество, если оно названо более одного раза.)

Леонид (его считают образцом для себя 16 одноклассников — 13 мальчиков и 3 девочки): настоящий товарищ, предан дружбе (5). Уважает ребят, помогает другим, всегда поможет (2). Всегда стоит за правду, любит правду (3). Очень справедливый (2). Прямота, честность (4), обязательность. Отзывчивый, заботливый (2). Доброта, щедрость души, широкая натура

(2). Трудолюбие (3), общественник, коллективист. Авторитетен в классе. Находчивость, рассудительность в действиях. Уверенность в себе. Смелость (6), сила воли (3), всегда добьется чего хочет, решительность, мужественный, твердость духа (2), сила и твердость характера, мужество в себе воспитывает, закаленный, увлекается спортом. Веселый. Пылкий.

Саша (эта девочка — образец для 15 одноклассников — 10 девочек и 5 мальчиков): хороший товарищ (7), помогает всем в учебных и других делах, помощь товарищу (2), всегда поможет (2). Доброта, честность, обязательность, благородное поведение. Открытая для товарища, внимание к товарищу, умение понимать других и сочувствовать, умение убедить. Хорошее отношение к дружбе, хорошее отношение к товарищу и учителю. Хорошо учится (5), хорошее отношение к учебе, ответственность, трудолюбие, все успевает, очень расторопная. Общественник, активная (2), организатор (2), организаторские способности, может выполнять поручения. Требовательность к себе и другим. Рассудительность в действиях. Настойчивость (3), сила воли (2), выдержанность.

В сверстниках подростков привлекают в общем те же качества, что и в образцах-взрослых. Однако очень важно, что именно со сверстником подросток сравнивает себя, именно его избирает образцом, на который стоит равняться. Почему это важно? Потому что подростку легче сравнивать себя со сверстником, чем со взрослым. Привлекательные качества взрослый обнаруживает во взрослых делах и взрослых отношениях, и поставить себя на его место подростку еще трудно. И вообще взрослый — это образец, практически трудно досягаемый для подростка, а сверстник ему близок во многих отношениях, товарищ-одноклассник — тем более. Сверстник — это своего рода мерка, которая позволяет подростку оценить себя с учетом вполне реальных возможностей: ведь у другого, его сверстника, возможности такие же, только он лучше использует их, значит, на него можно прямо равняться. Это очень важно: равняться прямо на взрослого подросток часто не в состоянии. А когда он обращен к сверстнику, тогда и создаются наилучшие условия для того, чтобы в сравнении был прок, а значит, и польза для осознания собственных задач самовоспитания.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: