Источники приобретения нравственных знаний

Дек 31 2010

Источники приобретения нравственных знаний
В школьной практике сообщение и разъяснение нравственных норм и правил происходит в процессе обучения, повседневной жизни и деятельности детей и специально запланированных бесед.

Моральные требования к поведению школьников сформулированы в ряде нормативных документов. В Уставе средней общеобразовательной школы говорится о нормах отношения школьников к учению, общественно полезному труду, общественной жизни школы. Эти общие нормы конкретизируются применительно к возрасту. «Правила для учащихся I — IV классов» включают круг обязанностей младших школьников и одновременно содержат ряд общих моральных норм товарищества, бережливости, трудолюбия, отношения к взрослым, родителям, младшим. Основные моральные нормы сформулированы в «Правилах октябрят» и «Законах пионеров Советского Союза».

«Правила октябрят» содержат нормы, связанные с отношением к учению («Октябрята — прилежные ребята»), отношением к труду («Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут»), отношением к старшим («Октябрята уважают старших»), отношением друг к другу («Октябрята — дружные ребята»).

В «Законах пионеров Советского Союза» сформулированы нормы, связанные с отношением к Родине, к долгу и общественным обязанностям («Пионер предан Родине, партии, коммунизму», «Пионер готовится стать комсомольцем», «Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины»), нормы товарищества и солидарности («Пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду», «Пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран», «Пионер — товарищ и вожак октябрят»), нормы связанные с отношением к труду, учению, спорту («Пионер держит равнение на героев борьбы и труда», «Пионер настойчив в учении, труде и спорте»).

Законы пионеров, правила октябрят и правила для учащихся не повторяют друг друга. Нормы, сформулированные для октябрят и пионеров, более широкие, чем правила для учащихся. Первые выступают в виде нравственного критерия, по которому оценивается поведение и чувства детей.

Сообщение нравственных знаний происходит в процессе обучения, главным образом на уроках чтения и развития речи. Еще К. Д. Ушипский подчеркивал значение детского чтения для нравственного формирования ребенка. Он говорил, что каждое произведение может показать ребенку ту или другую сторону жизни. Художественная литература содержит богатейший материал, связанный с нравственными идеями. Читая ту или иную книгу, младшие школьники стремятся подражать нравственным поступкам ее героев. Они прямолинейны и бескомпромиссны в 1.воих оценках добра и зла, готовы вместе с героями книг бороться за правду и справедливость.

Важным источником накопления званий является знакомство детей с окружающей средой. Это экскурсии детей в природу, по городу (или селу), на производство. Во время этих экскурсий дети учатся наблюдениям за общественной жизнью людей, за их трудовой деятельностью, за нравственной стороной взаимоотношений.

Дети младшего школьного возраста не сразу воспринимают нравственную сторону за предметными действиями людей. Например, наблюдая, как трудятся люди, они обычно обращают внимание на трудовые усилия взрослых, на орудия труда и машины, которыми они пользуются. Дети скорее и легче усваивают связи между предметами, чем отношения между людьми, отношение их к своим обязанностям. Поэтому очень важно специально учить детей замечать и быть внимательными к явлениям общественной жизни. Учитель прежде всего сам обращает внимание детей на те явления, которые сразу не бросаются в глаза и могут пройти мимо детей. Кроме того, школьники получают задания и вопросы, которые заставляют их самостоятельно добывать знания из окружающей жнзии. Например, если задача состоит в том, чтобы сформировать у детей правильные представления о нравственной стороне труда, то важно обратить внимание детей на общественное значение труда человека любой профессии, на коллективный характер труда и взаимоотношений людей в процессе труда, отношение к труду, на мотивы труда и др.

Кинофильмы, в которых затрагиваются вопросы морали, являотся богатым источником для выработки этических норм, необходимых в повседневной.жизни общества и в жизни ученического коллектива. Дети всегда с удовольствием смотрят фильмы, посвященные их сверстникам, они вызывают у них яркие зрительное впечатления, глубокие переживания, таким образом детское чувство связывается с определенным нравственным понятием.

Еще более важный источник накопления нравственных знаний — осмысливание детьми личного опыта. Усвоение нравственных норм происходит в живой практике общения людей, когда совершаются и переживаются. положительные и отрицательные поступки. Но в то же время имеющиеся нравственные представления постоянно обогащаются, становятся более содержательными благодаря накоплению собственного опыта, осознанию совершенных действий, поступков.

Нравственные представления школьников помогают регулировать взаимоотношения детей, на их основе создается общественное мнение детского коллектива.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: