Истоки родительской мудрости

Дек 02 2010

Истоки родительской мудрости
Рассмотрение воспитательной деятельности родителей будет неполным, односторонним, если не затронуть степень участия отца и матери в воспитании детей. В одном исследовании родителям был задан вопрос: «На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?» Ответы отцов и матерей на этот вопрос сгруппировались следующим образом:

1. На матери — 50%
2. На отце и матери в равной степени — 42%
3. На отце — 7%
4. На других членах семьи — 1%

Крен, как видим, далеко не в пользу мужчин. Но разберемся в этих данных подробнее. Раньше, в отцовской семье, воспитание детей являлось обязанностью женщин: матерей, бабушек. Теперь семья стала другой. И то, что в 42% семей воспитанием детей примерно в равной степени занимаются отцы и матери, тоже является внушительным подтверждением коренного преобразования семьи. Вместе с тем это свидетельствует и о сравнительно медленном изменении в перераспределении воспитательных функций. Ведь отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении детей. Но фактически, как показывают данные, в половине из обследованных семей основная забота по воспитанию детей лежит на матери, а отцам принадлежит второстепенная роль.

Причин тут, несомненно, много. Коснемся только некоторых из них. К сожалению, все еще бытует мнение, будто семейное воспитание — дело женское. Мнение глубоко ошибочное. Хорошее мужское влияние на детей так же необходимо, как и женское. Без него семейное воспитание детей является ущербным. Недаром в понятие «безотцовщина» исстари вкладывался очень горький смысл.

Отказ от забот по воспитанию не проходит даром и для самих отцов. У таких отцов беднеют чувства, пробуждается черствость, сужается круг интересов, слабеет чувство долга перед семьей, растет равнодушие к близким людям.

Активному участию отца в воспитании детей порой мешает предрассудок, будто мальчишке необходимо главным образом мужское влияние, а девочке — женское. Между тем дети, независимо от пола, нуждаются в хорошем влиянии обоих родителей.

Еще П. Ф. Каптерев, русский педагог и психолог, отмечал: «В высокой степени важно и даже прямо необходимо для правильной постановки семейного воспитания, чтобы отец и мать принимали, по возможности, равнодеятельное участие в воспитании детей. Мужской и женский типы различны по своим физическим и духовным качествам. Участие в воспитании того и другого обеспечивает разносторонность влияний, действующих на дитя»

Сказывается ли на успеваемости школьника подросткового возраста степень участия родителей в семейном воспитании? Почти 70% слабоуспевающих школьников — из семей, где воспитание целиком переложено на мать. И около 60% учащихся, которые успевают отлично и хорошо, — из семей, где отец и мать совместно занимаются воспитанием детей.

Можно привести и ряд других данных, которые доказывают, что дети и более трудолюбивы, и более общественно активны в тех семьях, где отец вместе с матерью регулярно занимается их воспитанием.

Уровень успеваемости, трудовой и общественной активности подростков в немалой степени зависит от уровня образования их родителей. Однако довольно многие отцы и матери считают свое образование решающим условием успешности воспитания школьника в семье. Конечно, образование родителей, способствуя росту их общскультурпого уровня и педагогического кругозора, отражаясь на укладе их жизни, сильно влияет таким образом и на детей. Но абсолютизировать его воздействие на воспитанность школьников нельзя.

Теперь давайте посмотрим, какое влияние на школьников оказывает педагогическая культура родителей, которая включает в себя педагогическую подготовленность и педагогическую деятельность.

Чтобы иметь достаточный уровень педагогической подготовленности, отцам и матерям необходимы сведения об основных закономерностях развития и воспитания детей, о роли в этом семьи, родителей, т. е. физиолого-гигиенические, психолого-педагогические и правовые знания.

По сути дела, воспитательная деятельность родителей — это решение разнообразных педагогических задач, которые можно разделить на стратегические, преследующие дальние цели и рассчитанные на длительные усилия, и оперативные, продиктованные текущим днем. Успешнее решают эти задачи те родители, которые опираются на знания о детях и их воспитании.

Один из вопросов анкеты, которую заполняли отцы и матери, был такой: «Что мешает вам правильно воспитывать детей в семье?» Почти каждый второй родитель ответил: «Недостаток педагогических знаний». По частоте повторяемости эта причина среди других оказалась на первом месте. Она весьма отрицательно сказывается на учебной, трудовой и общественной активности школьников. Если, например, в группе семей, где учатся хорошо и отлично, только пятая часть родителей считает, что им недостает педагогических знаний, то в группе семей, где дети учатся слабо, па эту причину указывает более половины родителей. Но иметь минимум педагогических знаний — это еще не все. Их еще нужно уметь прим е- н ять. «Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике, на примере»

Значит, нельзя ориентироваться только на получение определенного минимума знаний. Необходима также выработка педагогических умений и навыков, а это дается лишь благодаря участию отцов и матерей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием подростков дома и в школе. На уровень педагогической подготовленности определенное влияние оказывает самообразование родителей, в первую очередь чтение педагогичекой литературы.

С педагогической подготовленностью тесно связано непосредственное участие родителей в воспитании детей, т. е. их педагогическая деятельность. Эти две стороны педагогической культуры взаимно укрепляют друг друга. Педагогическая деятельность родителя включает конструктивную, организаторскую и коммуникативную деятельность.

Конструктивная деятельность родителей заключается прежде всего в проектировании личности ребенка, в определении пели воспитания. Это, по мнению А. С. Макаренко, одно из важнейших общих условий семейного воспитания. Конструктивная деятельность включает также выбор форм и методов воспитания, план или замысел своей собственной деятельности по воспитанию.

И Эти проекты реализуются па практике в не менее важной организаторской деятельности. Она включает:

организацию жизни и занятий детей (режим, игра, труд, домашняя учебная работа, спорт, домашнее чтение и т. д.);

организацию своей собственной деятельности и отдыха (работа в домашнем хозяйстве, уход за детьми, чтение, отдых, общественная работа по воспитанию подрастающего поколения и т. п.).

Коммуникативная деятельность родителей заключается в установлении взаимоотношений между самими родителями, между родителями и детьми, членами семьи и окружающими людьми.

Если родители не только знают, но часто анализируют и корректируют свою воспитательную деятельность в таком плане, то они успешно находят верный подход к детям.

Таким образом, в комплексе влияний семьи на формирование личности школьника педагогической культуре родителей принадлежит одно из первых мест. Поэтому будущим отцам и матерям необходимо постоянно заботиться о расширении своего педагогического кругозора. Для осуществления этого в нашей стране имеются самые широкие возможности. Сеть университетов педагогических знаний, лектории, серии «Педагогический факультет», «Педагогика и психология», издаваемые обществом «Знание», радио- и телепередачи по семейной педагогике — это далеко не полный перечень всего того, что призвано помочь всем желающим приобщиться к источнику педагогической мудрости.

Нет ответов пока » Общая психология, Социальная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: