Из чего складывается человеческое познание. Ступени познания.

Фев 02 2011

Из чего складывается человеческое познание. Ступени познания.
Мы уже знаем, что познание человеком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психических явлений, и что эти действия относятся к разным познавательным психическим процессам: восприятию, мышлению, воображению, памяти. Знаем мы также, что познавательные процессы различаются между собой в зависимости от того, какие психические явления возникают при их помощи, что и как эти психические явления отражают.

Каждый из познавательных процессов обеспечивает определенную сторону познания человеком окружающего мира. Восприятие доставляет первоначальные сведения о предметах, явлениях действительности, их разнообразных внешних качествах, создает их образы. Память сохраняет эти образы и дает возможность дальнейшей работы над ними. Эта дальнейшая работа совершается при помощи мышления и воображения, которые анализируют то, что получено в восприятии и сохранено памятью, открывают за внешними качествами вещей их внутренние, скрытые свойства и отношения, выводят законы, определяющие разные стороны действительности, строят новые образы, позволяющие изменять и : преобразовывать действительность. И снова результаты работы мышления и воображения берутся на сохранение памятью, что позволяет использовать их для дальнейшего познания.

Но отдельный человек (если не говорить о младенце) никогда не начинает познавать мир заново, с нуля. Его познание включает использование как личного опыта, полученного раньше, так и опыта всего человечества, который усваивается им в виде; знаний. Поэтому у него нет необходимости каждый раз проходить все ступени познания.

Задачи и средства выполнения познавательных действий. Какие познавательные процессы и в каком сочетании следует не использовать в том или ином случае, зависит от стоящих перед человеком задач. В обыденной жизни принято говорить о задачах только применительно к мышлению, причем чаще всего в случаях, когда задача специально сформулирована в виде вопроса и условий, позволяющих получить ответ (например, в задачниках по математике, физике или другим учебным предметам).

В психологии слово «задача» имеет намного более широкое значение. Она возникает всегда, когда человек должен что-то узнать или сделать, и ставит ее перед человеком сама жизнь, та деятельность, которую он выполняет.

Вы читаете текст учебника, готовясь к уроку. Этот текст необходимо, прежде всего, воспринять, т. е. увидеть и узнать каждое слово. Это — первая задача. Следующая задача — обдумать и понять смысл прочитанного. Для этого нужно мышление. Вот в тексте встретился пример — описание того, как дети играют в «доктора». Возникает задача представить себе — вообразить играющих детей. Но, чтобы подготовиться к уроку, всего этого недостаточно. Надо решить еще одну задачу — запомнить то, что прочитано и понято. Это можно сделать, например, повторив про себя основное содержание текста.

В задаче различаются цель и условия, в которых эта цель должна быть достигнута. От условий зависит, насколько легко и успешно достигается цель, т. е. решается сама задача. Так, ход и результаты решения задач, которые возникают при подготовке к уроку, будут зависеть от таких условий, как ясность и простота изложения материала в учебнике, его количество, наличие иллюстраций и др.

Познавательные действия, направленные на решение различных задач, так же как и любые человеческие действия (о которых мы говорили, когда разбирали строение деятельности), выполняются при помощи определенных средств.

В развитых познавательных действиях средства — это разные формы усвоенных человеком знаний, представлений о различных сторонах действительности, которые позволяют разобраться в новой задаче и, в конечном счете, ее решить.

Усвоение и использование в познавательных действиях средств, выработанных человечеством, — отличительная особенность человеческого познания.

Более подробно мы поговорим о ней, когда будем разбирать, как выполняются разные виды познавательных действии, относящихся к разным познавательным психическим процессам.

Уникальные натуральные витамины — только у нас!

Нет ответов пока » Общая психология, Психология личности

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: