Как мы овладеваем языком

Май 23 2012

Азбука
Ребенок усваивает речь только через общение. Выявлен период времени, в течение которого дети обучаются говорить почти без труда, но если в этот решающий период у ребенка не было контакта с людьми, то последующее обучение языку становится медленным и неэффективным.

Первый период становления речи — фонетический — длится до двух лет. Уже в пять-шесть месяцев в лепете младенца слышны интонации определенного языка. Американские и китайские студенты по магнитофонным записям правильно различали «своих» и «чужих» младенцев.

Второй период — грамматический — должен начаться до трех лет. После трех лет начинается семантический период, когда ребенок уже усвоил звуковой облик слова и конструкцию предложения, но еще не соотносит слова с их значениями.

Малыши не разделяют предмет, действие и признак и могут обозначать их одним словом. До определенного возраста детям вообще трудно разделять слово и обозначаемый им предмет. На вопрос: «Какое слово длиннее: удав или червячок?» — ребенок отвечает: «Конечно, удав, он же намного больше червячка».

Овладение грамматикой отражает определенную стадию развития мышления. Ребенок начинает осваивать грамматику родного языка, усваивая отношения между предметами. Усвоение грамматики связано с мысленным действием. Это доказывают и многочисленные эксперименты. Например, детям показывают картинки с изображением фантастических животных, которым дают несуществующие названия. Демонстрируют ребенку такую картинку и говорят: «Этот зверь называется вук». Затем показывают картинку с изображением нескольких таких зверей и спрашивают: «А это кто?» Если ребенок отвечает: «Это вуки» или «Это три больших вука», значит, он сам овладел способом выражения множественного числа.

Как же человек овладевает грамматикой родного языка? По одной, наиболее правдоподобной, гипотезе, существует набор общих, врожденных правил для всех человеческих языков. Эти правила отражают общие схемы построения мысли. На этих правилах базируется глубинная грамматика. Ребенок сначала овладевает такими схемами, а уже потом усваивает особенности родного языка.

Исследуем речь

В начале XX века выдающийся российский языковед Л. В. Щерба (1880 — 1944) пришел в один из институтов, чтобы прочесть вступительную лекцию к курсу «Введение в языкознание». Он вызвал к доске одного из студентов и продиктовал ему такое, предложение:

«ГЛОКАЯ КУЗДРА ШТЕКО БУДЛАНУЛА БОКРА И КУРДЯЧИТ БОКРЕНКА».

А затем профессор задал всем студентам вопрос: «Что эта фраза означает?» Попробуй и ты ответить на этот вопрос. Учти, что ответ «ничего» — неправильный.

А теперь прочитай два следующих микротекста, расшифруй их. Что надо сделать, чтобы каждый из текстов стал доступен любому читающему по-русски? Почему первый фрагмент сложнее в первичном прочтении, а второй — в расшифровке? Знаешь ли ты тексты, из которых взяты приведенные фрагменты?

1. Ушскокараствирдилымируштолезтгнуснавридна…

2. Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, фёд гяг, зэлэмъгый гёсрыг.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: