Как планировать воспитательную работу с коллективом в начальных классах. Часть 1

Дек 31 2010

Как планировать воспитательную работу с коллективом в начальных классах
Планирование воспитательной работы является существенным звеном 9 общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, обеспечивает реализацию определенной системы воспитания. План позволяет учесть все важнейшие стороны воспитательной работы, выделив главные, ведущие задачи.

План, составленный не для формы, а по существу, помогает в повседневной воспитательной работе педагога, обусловливает в значительной мере ее успех. При составлении плана педагог опирается на целый ряд документов, которые являются ориентиром для отбора ведущих воспитательных задач, содержания, форм и методов его работы с детьми. Такими документами являются постановления партии и правительства о школе, учебная программа, «Примерное содержание воспитания школьников», «Ориентир». При планировании учитель учитывает важнейшие события, которые в текущем году будет отмечать страна.

Класс не живет изолированно от коллектива школы. Планируя работу, учитель исходит из плана работы всей школы. Общешкольные дела, заботы также являются частью работы учителя. Дети участвуют в субботниках, работе на пришкольном участке, б общешкольных фестивалях, конкурсах и т. д.

При составлении плана необходимо учесть и план работы отряда-шефа, а также классного руководителя, работающего с данным пионерским классом. Это позволит избежать совпадений дел, которые проводят пионеры с октябрятами, и дел отряда, класса. Кроме того, это позволит объединить усилия классного руководителя и учителя в решении общих для них воспитательных задач.

Главнейшей задачей школы является забота о всестороннем развитии каждого школьника. Ее решение требует от педагога серьезной разносторонней работы.

Как сложное многообразие воспитательной работы уложить в схему, чем, по существу, является план? Эта задача является далеко не легкой для педагога. Составить план — это значит продумать и представить себе в общем и в деталях весь ход воспитательной работы, ее организацию, предусмотреть ее результаты.

Обилие тех задач, которые должен решать педагог, работая с коллективом учащихся, формируя личность каждого из детей, заставляет его выделить на определенные отрезки времени те или иные ведущие задачи. Так, например, в первые дни работы с первоклассниками учитель старается решить одну главную задачу — научить детей основным правилам поведения в школе, з классе, приучись их соблюдать эти правила, вызвать желание у детей скорее и лучше овладеть ими. К решению этой задачи привлекают и родителей, и пионеров шефствующего над классом отряда. Одновременно решаются и другие задачи, но названная задача объединяет, концентрирует все остальные. Решив одну ведущую задачу, педагог определяет для себя другую ведущую задачу: пробудить у детей интерес к своим одноклассникам, познакомить детей, создать в классе товарищеские отношения.

В процессе подготовки к Празднику красной звездочки, на экскурсиях, во время походов в кино, на сборах, решая те или иные конкретные задачи, педагог постоянно имеет в виду главную задачу — формирование товарищеских отношений.

Для определения ведущей задачи необходимо хорошо знать свой класс, уровень воспитанности детей. На основе изучения класса в целим и отдельных учащихся педагог предусматривает в плане как работу со всем коллективом, так и работу с группами детей, которые складываются в коллективе стихийно, с организованными звездочками, с отдельными детьми, учитывая их характерологические особенности, способности, интересы и склонности. Особенно важно изучить детей, с которыми учитель встречается впервые; чаще всего это бывают первоклассники.

Из беседы с родителями учитель составляет предварительное представление о каждом ребенке. Перечень вопросов для беседы возможен примерно следующий:

1. Охотно ли ребенок идет в школу?
2. Что рассказывает о школе?
3. Охотно ли выполняет домашние задания?
4. Какие постоянные обязанности выполняет дома?
5. С кем дружит ребенок?
6. Во что любит играть дома и во дворе?
7. Сколько времени проводит у телевизора?
8. Есть ли дома животные? Как относится к ним ребенок?
9. Какие качества характера обнаруживает ребенок: общительный — необщительный; добрый — недобрый; правдивый — неправдивый; любит быть с товарищами — не любит?
10. Наказываете ли Вы ребенка? Как? Часто ли?
11. Кого из домашних и знакомых больше других уважает, боится ребенок?

Это позволит спланировать работу с родителями отдельных детей, наметить тематику бесед с родителями всего класса. Материалы бесед свидетельствуют о том, что родители интересуются в основном отметками детей, меньше проявляют внимания к тому, что нового, интересного узнал ребенок в школе, особенно мало внимания уделяют родители взаимоотношениям ребенка с товарищами по классу: дружит ли он и с кем, каков характер дружбы? А эта сторона жизни ребенка для него очень важна н постепенно приобретает все большее н большее значение. Исходя из этого, я плане воспитательной работы о детьми н работы с семьей учитель ставит задачу формирования в коллективе товарищеских взаимоотношений.

Перспективное планирование. Следующая проблема, которая возникает при планировании, — это связь воспитательных задач, вытекающих из особенностей класса, уровня воспитанности детей, с вопросами повседневной жизни. Сочетание системы работы с решением текущих задач позволяет осуществить перспективное планирование.

Перспективный план составляется на три года по целому ряду задач, которые должны решаться в определенной системе. Наличие программы в значительной мере облегчает составление такого плана. Этот план предусматривает содержание и формы работы, которые позволяют проводить ее в определенной системе, направленной на развитие у детей представлений и эмоционально-волевой сферы в их единстве.

Например, воспитывая культуру поведения, педагог имеет перспективный план работы на год и даже на три года’, Это примерный перечень навыков и умений, связанный с определенной системой работы. Однако, планируя каждое очередное занятие на четверть, учитель вносит конкретные изменения в содержание занятий, делая акцент на более актуальных вопросах жизни класса, например, особое внимание обращает на взаимоотношения мальчиков и девочек.

В то же время воспитательная работа по культуре поведения планируется учителем с таким расчетом, чтобы, осуществляя повседневный процесс воспитания, систематизировать, отрабатывать умения и навыки культурного поведения учащихся, сделать эту сторону поведения предметом их сознания. Поэтому учитель намечает основные разделы для работы во всех классах, содержание их углубляется и расширяется от I класса к III.

Единство учебной и воспитательной работы. Единый учебно-воспитательный процесс требует осуществления тесной связи учебной и воспитательной работы. Перестройка процесса обучения влечет за собой изменения в содержании и методике воспитательной работы. Этот процесс происходит не сразу, а постепенно. Обучая по-новому, учитель не может воспитывать по-старому. Это проявляется в постановке и характере решения воспитательных задач. Учитель наряду с развитием у детей любви к школе, интереса к знаниям, любознательности ставит задачу формирования нравственной самостоятельности, ответственности. Эти задачи решаются в поисках учениками ответов на поставленные учителем вопросы, в процессе организации разнообразной деятельности. Дети активны, они не боятся ошибиться, ищут правильный ответ, дополняя один другого, анализируют отношения, которые возникают в совместной деятельности.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: