Как планировать воспитательную работу с коллективом в начальных классах. Часть 2

Дек 31 2010

Как планировать воспитательную работу с коллективом в начальных классах
Доброжелательный тон учителя, его умение приободрить учащихся, поощрить их любознательность способствуют установлению благоприятной доверительной атмосферы в коллективе. Этому в немалой степени способствует правильное соотношение поощрений и наказаний. Если в обращении к детям преобладает порицание, различные формы наказаний, а поощрение употребляется редко, то это затрудняет воспитательную работу учителя, формирует неправильные взаимоотношения учащихся в коллективе.

Задачи, которые решаются в процессе обучения на уроке, решаются и во внеклассное время. Используя внеклассное время, учитель закрепляет, расширяет и углубляет знания, полученные детьми на уроках, подготавливает их к усвоению новых знаний. Организуя деятельность детей вне урока, учитель ставит новые акценты воспитательной работы, формирует нравственные, товарищеские взаимоотношения детей в коллективных делах, развивает их самостоятельность, инициативу, нравственно-волевые качества. В самостоятельной деятельности детей, в работе, протекающей под руководством пионеров, реализуются те знания и умения, которые уже усвоены детьми под непосредственным руководством педагогов и родителей.

План предусматривает не только деятельность учителя, его работу, но и деятельность самих детей, в процессе которой формируется их сознание, поведение и эмоции.

Усложнение содержания деятельности детей. В плане необходимо предусмотреть постепенное усложнение и изменение содержания деятельности детей, форм и методов ее организации. Так, постепенно необходимо усложнять содержание общественных поручений, увеличивая меру самостоятельности ребенка. От выполнения поручений индивидуально переходить к работе парой, втроем, а затем и группой в 5 — 6 человек.

Есть традиционные дела, которые повторяются из года в год. Необходимо усложнять содержание их от года к году, больше поручать детям самостоятельных дел в их подготовке, развивал инициативу. Необходимо, чтобы наряду с традиционными моментами появлялось и что-то новое. Например, традиционно сбор 7 Ноября в группе октябрят в I классе начинается песней «Широка страна моя родная», линейкой октябрят и отряда-шефа. На следующий год сбор проходит иначе. Если раньше выступали отдельные дети, теперь выступают все звездочки. Раньше учитель сам готовил детей, теперь пионеры готовят сбор с помощью учителя. Ставя перед собой воспитательные задачи, учитель в иной конкретной форме должен поставить эти же задачи перед коллективом класса, перед отдельными детьми. Форма постановки задач перед детьми может быть очень разнообразной. Главное, чтобы лети сознательно стремились к тому же, к чему стремится педагог, хотели добиться того же, что задумал учитель. Сочетание воспитания с элементами самовоспитания учащихся — одно из важнейших условий успеха всей работы педагога по формированию личности ребёнка и всего детского коллектива.

Одновременно при планировании необходимо учитывать дела, предложения, которые рождаются в коллективе. Педагог должен уметь развить инициативу детей, учесть ее в своей работе.

Задачи повседневной жизни коллектива. Перспективный план обладает определенной стабильностью, а план на месяц, педелю может меняться, в него можно вносить новые пункты, новые задачи. Это связано с тем, что воспитание является процессом, который предполагает определенные изменения в жизни и развитии классного коллектива, отдельных детей, взаимоотношений учителя и детей, учащихся друг с другом.

Так, формулируя воспитательные задачи, учитель говорит о формировании у детей интереса к общественной работе. Затем он указывает пути реализации этой задачи: научить детей дежурить по классу сначала парами, потом звездочкой. Организовать в классе уголок Маши Опрятной или Мойдодыра. Организовать соревнование звездочек за лучшее дежурство. Разработать понятные детям показатели, по которым будет оцениваться дежурство. Сначала учитель планирует: распределить обязанности между членами звездочки; затем — подводить итоги работы не только звездочки в целом, но и отдельно каждого октябренка; научить детей оценивать свою работу и работу товарищей.

Иногда перед учителем возникают задачи, специфичные для данного класса, связанные с особенностями семей, из которых пришли дети, окружением школы. Например, наряду с обычной работой по атеистическому воспитанию учитель может оказаться вынужденным усилить эту работу, уделить ей в течение некоторого времени больше внимания, чем обычно. Это может быть связано с приходом в класс детей из тех семей, где сильны религиозные предрассудки, а вновь пришедшие дети оказываются активными в передаче своим товарищам чуждых взглядов. Проводя такую работу в течение определенного времени и с классом и с родителями учащихся, учитель воспитывает у детей активную позицию, учит детей отстаивать свои атеистические представления, активно отвергать чуждые взгляды. Иногда в классе могут сложиться неправильные взаимоотношения между детьми, недоброжелательные отношения между отдельными группами, между мальчиками и девочками. В этом случае учитель намечает план работы, который помогает преодолеть возникшие нежелательные явления в коллективной жизни класса, устранив вызвавшую их причину с помощью актива детей, родителей, пионеров.

Формы планирования. Недельный план учителя также имеет стабильную форму, например:

Понедельник — работа с книгой.
Вторник — октябрятская зорька {политинформация, чтение «Пионерской правды»).
Среда — игры, экскурсии, походы, спорт.
Четверг — сборы октябрятских звездочек.
Пятница — день актива; подведение итогов соревнования, работы дежурных, деятельности звездочек.
Суботта — день актива; подведение итогов соревнования, работы дежурных, деятельности звездочек.

Эта форма может действовать всю четверть. Дети привыкают к определенному режиму, знают, что будет завтра, послезавтра, готовятся к этому. Такой план не означает, что постоянно ведется работа со всем классом. Работа с книгой, например, проводится со всем классом два раза в месяц. В другие дни она ведется с теми, кто в этом особенно нуждается. Игры или экскурсию в среду проводит одна из звездочек, а в пятницу, в день труда, работает дежурная звездочка.

Особое значение такой распорядок недели имеет для педагогов, работающих в группе с продленным днем, школе-интернате. Конкретное содержание такого плана постоянно меняется. Например, день труда может пройти как обычное дежурство звездочек, в следующую неделю — как беседа-упражнение «Умеешь ли ты ухаживать за своей обувью?», а на следующей неделе весь класс работает на пришкольном участке вместе со своим шефом — пионерским отрядом.

Таким образом, учитель имеет два плана: перспективный план и план повседневной воспитательной работы. На основе перспективного плана составляется рабочий план на неделю, на четверть.

Анализ устоявшихся форм плана, процесса его составления показывает, что педагоги отражают в плане как задачи воспитания, т. с. те результаты, которые должны бить достигнуты, так и конкретные пути их реализации. Необходимо четко разграничивать первое и второе, отдавать себе отчет и том, что является воспитательной задачей и что относится к способам се осуществления. Так, учитель указывает в плане задачу: «Провести утренник, посвященный 8 Марта». Намеченная задача не является задачей воспитания, так как она не предусматривает, каков должен быть воспитательный результат проведенной работы. Под воспитательным результатом понимается то влияние, которое оказывает проведенная работа на детей, на детский коллектив.

Разделение в плане воспитательных задач и содержания, форм деятельности нередко является для учителя затруднительным, так как, с одной стороны, разные виды деятельности, разные воспитательные мероприятия решают одну и ту же задачу, с другой — разные задачи решаются в одном и том же виде деятельности. Эта трудность естественная, связанная со спецификой педагогического труда, воспитанием учащегося как целостной личности, которая формируется под влиянием разнообразных воздействий, влияющих одновременно на сознание, поведение и эмоции ребенка. Это является причиной того, что часто основное содержание плана направлено только на вычленение путей, способов воспитательной работы, а задачи как бы подразумеваются в названиях основных пунктов плана. Решить, каковы должны быть основные разделы плана, — задача непростая. Тем более, что разработанные рекомендации содержат на первый взгляд очень разные варианты их формулировок, например: 1) привитие детям правил культурного поведения; 2) организация коллектива и работа с отдельными учениками; 3) трудовое воспитание детей; 4) политико-просветительная работа; 5) художественное воспитание; 6) физическое воспитание; 7) работа с родителями.

Другой вариант схемы плана: 1) любовь к родным местам, к Родине (знакомство с общественной жизнью), дружба и товарищество; 2) сознательность в учении. Любознательность и стремление применять свои знания в жизни (прилежное учение); 3) трудолюбие, бережливость, навыки самообслуживания и общественно полезного труда (самообслуживание и труд на общую пользу), аккуратность и опрятность; 4) навыки культурного поведения (выполнение правил культурного поведения); 5) начальные представления о красоте в природе, в поведении людей, произведениях искусства (стремление к творческой деятельности, игры, самодеятельность, кружковые занятия); 6) начальные сведения и умения по гигиене и санитарии, навыки укрепления здоровья, туризм, занятия гимнастикой, физической культурой, спортом.

Предлагается и такой вариант: 1) организация коллективного быта; 2) работа в помощь учению; 3) политико-воспитательная работа; 4) работа с книгой; 5) физкультурно-оздоровительная работа; 6) работа в природе; 7) развитие интереса к технике; художественное воспитание; 9) игры.

Все эти планы в разных формулировках рекомендуют следующие разделы: формирование мировоззрения и общественной активности, идейно-нравственное воспитание; трудовое воспитание; развитие познавательной активности и интереса к учению; физическое и эстетическое воспитание. Это деление в целом совпадает с программой «Примерное содержание воспитания школьников». Таким образом, вычленение отдельных разделов плана позволяет сформулировать основные воспитательные задачи и дать их в определенной системе, отражающей более общую задачу — формирование всесторонне развитой личности ребенка.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: