Какой я?

Апр 05 2012

Какой я?
В общении с товарищами и друзьями, как уже говорилось выше, подросток учится познавать другого человека и себя, становятся богаче его представления о собственных качествах, недостатках и особенностях — он и сам сравнивает себя с товарищами, и они ведь о нем свои суждения высказывают. (Оценки взрослых тоже, конечно, очень важны для того, чтобы у подростка сложилось верное представление о себе, вернее, самооценка.)

К началу подросткового возраста у детей уже есть известное представление о своих положительных качествах и недостатках. Правда, рассказать о себе младшему подростку трудно. Психологи попытались облегчить им эту задачу, задав соответствующие вопросы, и получили, в частности, такие любопытные письменные самохарактеристики пятиклассников.

«Какая я? Я вспыльчивая, обидчивая, очень речистая, толстая. Мама говорит, что я нечистоплотная, а иногда и ленивая. Когда она говорит мне об этом, я всегда молчу. Папу я не

люблю иногда, потому что он часто рычит на меня (быть может, я написала грубо, но это так). Других своих родственников всех люблю и уважаю. А насчет ленивой, я думаю, что я не ленивая, потому что, когда мама приходит, у меня все, что бы она ни поручала, выполнено. К товарищам по классу я всегда отношусь положительно. Иногда я обижаюсь на маму, потому что моей младшей сестре все прощается, мне же учитывается каждая мелочь. А сестра моя, хотя ей уже пять лет, стала настоящей эгоисткой. Это видно во всем.

Я очень люблю читать, особенно древнюю историю. Я мечтаю стать журналистом, а поэтому стараюсь уничтожить в себе все плохое. Однажды мама сказала об этом на работе. Надо мной посмеялись и сказали, что это почти невозможно, а потом подумали и сказали, что желают сбыться моей мечте. А еще я мечтаю увидеть мир, побывать всюду.

Я думаю, что на меня лучше действует ласка, потому что, когда меня похвалят, я стараюсь еще лучше. Еще я боюсь холодной воды. Я сейчас все позабыла про себя и поэтому кончаю писать. О хороших своих чертах я говорить не могу, потому что живу по принципу: «Жди, когда тебя похвалят, а не хвались сам».

«Какой я? Я хочу скорее стать взрослым, а мне с этим почему-то трудно. Другой раз как-то хочется быть таким, как все, но не получается. Может быть, это и не так, и я совсем другим кажусь со стороны. Еще, по-моему, я стесняюсь девочек, а особенно когда они подойдут и чего-то спрашивают. Вот иногда мне говорят, что я сделал необдуманный поступок, но это не так. Я просто хочу как-то выделиться из всех ровесников.

Любимый мой предмет — это физкультура, история, рисование, и еще я обожаю русский. Больше всего я люблю спорт. Любимые мои виды спорта — это бокс, легкая атлетика, футбол. Раньше я не так относился к спорту, но меня научил любить спорт мой дядя, он жил с нами. Когда ему было всего пятнадцать лет, он уже ездил на соревнования в разные города СССР и защищал честь нашего города по легкой атлетике. Он имеет спортивные разряды. Я тоже стал любить спорт, как и он. Я не люблю читать сказки и приключения, а люблю читать про шпионов и про индейцев».

«Какая я? Я очень растерянная и не знаю, как от этого избавиться. Мне очень не нравится, когда мне говорят: «Во, дурочка!» Это говорят девочки, которые очень зазнались. Один раз мне сказали эту фразу, я очень обиделась и не удержалась от слез. Девочки спросили меня, почему я плачу. Я сказала, что не плачу. Но мне не хотелось показывать, что я плачу, и я забралась в шкаф. Я сама не знаю, зачем я это сделала.

Я хотела быть ветеринаром и думала, что буду лечить только кошек и собак, но, оказывается, надо и свиней. У меня была еще одна мечта. Стать актрисой. Я часто показываю с подругами концерты папе и маме.

У меня была такая привычка тихо бурчать, когда что-то не по мне. Сейчас у меня этого нет. Я завела тетрадь, где после каждого бурчания писала страницу обещания этого не делать.

У меня еще много плохого, а хорошего нет, но я стараюсь, чтобы его было больше».

С возрастом представление о себе расширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе. Младшие подростки видят разные свои недостатки, но у многих самооценка возможностей завышена: они считают себя способными сделать то, что в действительности сделать не могут. Многие пятиклассники еще не умеют правильно оценить уровень своих знаний и умений, а также увидеть, насколько трудна стоящая перед ними задача: первое оценивается выше, второе — ниже того, что есть на самом деле. Эта особенность ярко видна при решении всякого рода математических задач. Сообразительность — важный показатель в глазах подростков, важный показатель способностей, поэтому в оценках и самооценках это существенный критерий. Так вот, было обнаружено, что примерно у половины подростков самооценка не совпадает с действительными результатами, причем в подавляющем большинстве случаев она оказывается завышенной. Наряду с этим было обнаружено, что взрослые — учителя, да и родители, — склонны, напротив, занижать оценку возможностей подростков.

Кстати, в таких случаях и возникает у подростка представление о том, что ему несправедливо ставят отметки, вообще несправедливо относятся к нему. Это порождает порой недоразумения и конфликты не только между учителем и учеником, но и между школой и семьей. Поэтому родителям обязательно надо ясно представлять себе, что же лежит в основе расхождения оценки и самооценки, и вести себя соответственным образом. Недовольство и переживания ученика оправданы лишь в том случае, если учитель (под влиянием однажды сложившегося мнения о невысоких возможностях подростка) не замечает его успехов, его продвижения, как бы раз и навсегда решив: «Этот никогда не вылезет из троек» или «Никогда отличником ему не быть». Тактичный, основанный на важных родительских наблюдениях разговор с учителем может помочь делу. Но во многих случаях приходится иметь дело именно с завышенным мнением подростка о себе, и учительская несправедливость совершенно ни при чем.

Возможен и третий вариант: учитель недооценивает подростка с завышенной самооценкой. Такая ситуация особенно чревата нежелательными последствиями. Подросток становится обидчивым, подозрительным, нередко агрессивным и всегда чрезвычайно чувствительным к любым оценочным суждениям. На первые, но уже повторяющиеся неуспехи ребята, как правило, реагируют остро. При этом одни открыто высказывают недовольство; другие все переживают про себя, расстраиваются, плачут дома. Постоянные неудачи порождают неуверенность в себе.

Истоки этого нередко стоит поискать в младшем школьном возрасте. Хорошие отметки, похвалы учителя или родителей вызывают высокую самооценку ребенка, причем если мнение о нем разных взрослых (например, в школе и дома) не совпадает полностью, то на самооценку может большее влияние оказывать более высокая оценка. Часто родители не скрывают своего высокого мнения об успехах ребенка, о его достоинствах, а порой и значительно преувеличивают их — часто ненамеренно, как им кажется. Это не проходит бесследно: у ребенка складывается высокая и нередко неправильная самооценка. Но вот первые школьные годы остаются позади, учиться теперь сложнее, а избалованный прежними успехами ребенок сложностей и трудностей как бы и не ощущает. Когда же они напоминают о себе более низкими отметками в классном журнале и дневнике, подросток начинает искать причину своих неудач в том, что учителя к нему придираются. Высокая самооценка делает его порой непроницаемым для педагогического воздействия. («До него же просто ничего не доходит!» — в сердцах скажут о нем иногда.) Более того, когда подросток слишком высоко ставит себя, когда он переоценивает свои возможности, для него вообще не возникает такой проблемы — совершенствовать себя. А ведь это совершенно естественное побуждение для каждого человека, тем более для человека растущего. Разорвать порочный круг самоуверенности и неуспеха бывает трудно, сделать это без помощи взрослых подросток и не в состоянии. Здесь важно сочетать критическое отношение к его сегодняшним возможностям (которых мало для успеха в усложнившемся деле) с верой в его потенциальные возможности: «Ты можешь многое, но надо работать куда больше».

Если же постоянные неудачи породили неуверенность, то, видимо, в критике нужды уже нет; такой подросток (сам почувствовавший или осознавший, что ему столь многого не хватает) нуждается прежде всего во внимательном отношении взрослого к его даже маленьким успехам, даже малому продвижению вперед. Ощущение собственной несостоятельности очень тяжело переживается подростком. Отрицательные оценки углубляют это переживание, углубляют неверие в свои силы, а вот поддержка — любая поддержка — вселяет надежду. По этому поводу один очень пессимистически настроенный подросток заметил: «Скажут: учишься ниже своих возможностей! — и сразу на душе потеплеет…»

Для подростка справедливость оценок — и школьных, учительских, и вообще публичных — исключительно важна. Не только потому, что он не хочет выглядеть в глазах окружающих хуже, чем он есть на самом деле. Дело еще и в том, что у подростка появляется интерес к собственным возможностям, он думает об этом. Эти размышления тесно связаны с его планами на будущее, со стремлением воплотить их в жизнь. Именно в подростковом возрасте появляется такое особое качество, как упорство в преодолении той или иной трудности: не только другим, но и себе доказать, что можешь с ней справиться. Успех приносит подростку очень большое удовлетворение, очень многое означает для него. У многих подростков появляется стремление подчеркнуть собственные способности и то, что работа, трудная для других, ими выполняется легко. Некоторые стремятся выглядеть «способными лентяями», и такая оценка взрослого или товарищей часто совсем не огорчительна, а, напротив, льстит самолюбию. Для подростка она означает признание того, что, стоит ему только «захотеть», и все будет так, как надо. Однако длительное нежелание «захотеть» часто оборачивается худо: наверстать упущенное подросток уже не может.

Нет ответов пока » Психология личности

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: