Кто царит в нашей голове

Мар 04 2012

Мышление
Мышление, в отличие от других психологических процессов, почти всегда связано с проблемой, задачей, которую нужно решить. Проблема же возникает, когда те знания, которыми человек обладает, не позволяют ему достигнуть намеченной цели, а человеку этого очень хочется. Правда, иногда человек ставит перед собой неразрешимые задачи. И вовсе не потому, что нет способов их решения. Одного философа спросили: «Кого считать умным?» Он ответил: «Того, кто стремится к достижимой цели».

После того как проблема осознана, лучше всего задержать импульсивно возникающие реакции и сориентироваться в условиях, проанализировать компоненты проблемы, выделить наиболее существенные и соотнести их друг с другом. А затем выбирать возможное решение из уже известных и формулировать общую схему действий. В процессе такого выбора некоторые возможные ходы обнаруживают себя как наилучшие и оттесняют остальные.

Чем сильнее человек стремится достичь намеченной цели (чем сильнее его мотивация), тем активнее извлекается из памяти информация, которая необходима для решения задачи.

Важен и эмоциональный настрой. Он тоже помогает извлекать определенные сведения из памяти, перестраивая часть старого опыта, доступного для анализа. Известно, что постепенное повышение эмоционального настроя активизирует мышление, помогает в решении задачи. Но чрезмерное напряжение может помешать найти верный ответ. При этом достижение понимания связано с отделением мысли и действия от эмоций. Надо обязательно помнить, что даже у людей с хорошо развитыми логическими умениями сильная эмоциональная окраска события может изменить их логику.

Выделяют обобщенное качество, которое отражает способность человека в самой сложной и эмоционально напряженной ситуации быстро находить правильное решение. Это качество — находчивость. О находчивости знаменитых и безвестных людей с давних времен рассказывают поучительные истории. Когда Цезарь спускался с корабля на африканский берег, он споткнулся и упал. Чтобы воины не истолковали его падение как плохое предзнаменование, он широко раскинул руки, словно желая обхватить землю, и воскликнул: «Ты в моих руках, Африка!» Знаменательно, что почти такую же историю связывают и с Наполеоном. Но еще более удивителен вот какой рассказ.

Один человек, увидев как-то свою жену на лестнице, поклялся, что разведется с ней, если она спустится вниз или поднимется вверх по этой лестнице в его присутствии (в старину на Востоке считалось крайне неприличным для женщины подниматься или спускаться по лестнице в присутствии мужчины). Услышав это, женщина спрыгнула вниз на землю и сказала: «Я не спускалась и не подымалась по лестнице, я совершила прыжок…» Тогда ее муж ответил: «Поверь мне, что если бы жители нашего города знали тебя получше, то несомненно нанимали бы, чтобы ты обучала их обходить законы».

В компании ЛУКСОР Лестницы на второй этаж, перила, пластиковые окна, алюминиевые двери, остекление балконов, судовые иллюминаторы от производителя.

Сказка по случаю

Умение принимать правильные решения и действовать безошибочно в любой ситуации — верный признак ума. И недаром у всех народов на Земле есть сказки про людей бестолковых, не умеющих применить свои знания к делу. Вот, например, японская сказка «Глупый Ётаро».

«В одной деревне жила женщина с сыном. Сына звали Ётаро. Он был тихий и послушный мальчик, но только очень недогадливый. Однажды мать сказала ему: «Ётаро, я пойду на речку белье полоскать, а ты посмотри за рыбой. Она на кухне, а там сидит кот».

Ётаро сейчас же побежал на кухню и увидел на полке блюдо с рыбой. «Не могу я сидеть, задрав голову, и все время смотреть на полку! — подумал Ётаро. — Лучше поставлю блюдо на пол!» Он уселся на пол и не моргая стал смотреть на рыбу.

А кот в это время подобрался к самому блюду и ухватил лапой рыбью голову, стащил ее на пол и начал есть. Так понемногу он съел всю рыбу. «Вот теперь мне и смотреть не на что! — подумал Ётаро. — Рыбы на блюде нет. Пойду-ка я во двор, погуляю немножко».

«Ётаро, что ты делаешь во дворе? — спросила мать, вернувшись домой. — Я же тебе велела смотреть за рыбой». — «А больше мне не на что смотреть. От рыбы один хвост остался». — «А где же рыба?» — «Кот съел». — «А ты что делал?» — «А я на рыбу смотрел. Ты ведь велела мне смотреть». — «Ах, какой ты глупый! — сказала мать. — Надо было крикнуть «брысь». Кот бы убежал». — «Верно, — сказал Ётаро. — В Другой раз буду умнее».

На другое утро мать сказала: «Ётаро, сходи на огород, посмотри, поспела ли редька. Да заодно погляди, не едят ли гусеницы капусту». Ётаро сейчас же побежал в огород. Видит, редька и в самом деле поспела. Зато капуста вся изъедена. На — листьях ее сидят большие зеленые гусеницы.

Ётаро подумал: надо прогнать их с капусты. И закричал во весь голос: «Брысь! Брысь!» Но как он ни кричал, гусеницы спокойно сидели на листьях. Ётаро заплакал и побежал к матери.

«Что ты плачешь?» — спросила мать. — «Гусеницы едят нашу капусту. Я кричал им «брысь, брысь», а они не слушаются». — «Какой ты глупый! — сказала мать. — Разве гусеницы и кошка одно и то же? Надо было убить их, вот и все». — «Верно, — сказал Ётаро. — В другой раз буду умнее».

В тот же день Ётаро сказал матери: «Сегодя в деревне представление — борцы приехали. Можно мне пойти посмотреть на них?» — «Можно», — ответила мать. Ётаро обрадовался и побежал к деревенскому храму. Там посреди двора был выстроен дощатый помост, и на нем боролись два больших толстых человека.

Ётаро пришел поздно. Ему ничего не было видно, кроме затылков и спин зрителей. Тут он увидел розовую лысину, на самой середине которой сидела большая черная муха. «Муха сидит на лысине, совсем как гусеница на капусте. Надо ее поскорее убить». Ётаро высоко поднял веер и хлопнул старика по затылку. Старик обернулся и сердито закричал: «Как ты смеешь драться, негодный мальчишка!» Размахнувшись, он больно ударил Ётаро по щеке.

«Что ты так рано вернулся?» — удивилась мать. — «Я хлопнул одного старика по голове веером, чтобы убить муху, а он рассердился и поколотил меня». — «Ах, какой ты глупый! — сказала мать. — Надо было помахать веером, муха бы и улетела». — «Верно, — сказал Ётаро. — В другой раз буду умнее».

На другой день в деревне случился пожар. Ётаро помчался смотреть, как горит дом. Он добежал до пожара и остановился на другой стороне улицы. Вдруг одна искра перелетела через улицу и упала на бумажное окно, около которого стоял Ётаро. «Ой, ой! — закричал он. — Надо прогнать искру, а то от нее загорится весь дом!»

Ётаро вытащил из-за пояса веер и стал махать им изо всей силы. От этого искра еще сильнее разгорелась, и бумага начала тлеть. Люди из этого дома выбежали на улицу и увидели Ётаро, который у окна раздувал веером огонь.

Люди рассердились, вырвали из рук Ётаро веер и хорошенько отколотили его. А загоревшуюся бумагу сейчас же залили водой.

«Что с тобой случилось?» — спросила мать, увидев заплаканного сына. Ётаро рассказал, как было дело. «Ну и глупый же ты, — сказала мать. — Надо было помочь тушить пожар».

Когда синяки у Ётаро зажили, он пошел гулять и увидел двух парней, которые колотили друг друга палками. «Надо им помочь!» — подумал Ётаро. Он поднял с земли палку и что есть силы ударил сначала одного, потом другого парня.

Парни сейчас же перестали драться и оба накинулись на Ётаро. Они так больно избили его, что он еле дотащился до дому. «Опять тебя побили?» — спросила мать. «Опять», — ответил Ётаро. И все ей рассказал. Мать только руками развела: «До чего же ты глуп, Ётаро! Ведь тут надо было не помогать, а разнимать».

Семь дней после этого сидел Ётаро дома.

Но на восьмой не утерпел и пошел погулять. Вышел на улицу и видит: посреди дороги грызутся две собаки. Ётаро остановился и закричал: «Перестаньте драться!» Собаки его, конечно, не послушались.

Тогда Ётаро подошел к ним, ухватил за хвосты и стал растаскивать в разные стороны. Собаки еще больше рассвирепели, зарычали и вцепились в бедного Ётаро. Если бы прохожие не подоспели на помощь, собаки разорвали бы его в клочья.

Едва живой вернулся Ётаро к матери. Мать посмотрела на него и ничего уж больше не сказала. Глупого учить — только время терять».

Нет ответов пока » Психология личности

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: