Культура общения и ее воспитание

Дек 03 2010

Культура общения и ее воспитание
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми большое значение имеет культура общения. Она предполагает, помимо таких черт характера, как уважение к людям, доброжелательность, терпимость и т. д., еще и развитие таких особенных черт, как вежливость и тактичность.

Вежливость — черта характера, основное содержание которой составляет привычка к соблюдению определенных правил поведения в различных ситуациях человеческого общения, соблюдение приличий.

Тактичность предполагает не только знание и соблюдение приличий, но и чувство меры в отношениях между людьми, способность быстро и точно соотносить свое поведение с конкретной обстановкой. Есть одна черта характера, проявления которой мы часто ожидаем от других, но гораздо реже демонстрируем сами, — это уступчивость. Правильное соотношение уступчивости и принципиальности — залог нормальных взаимоотношений.

Культура общения людей тесно связана с тем, насколько сформированы у них некоторые специфические умения, навыки общения. К таким умениям можно отнести следующие. Прежде всего это способность человека изменять свои первые впечатления о другом при знакомстве с ним. В большинстве случаев эти первые впечатления возникают на основе довольно ограниченной информации — мы еще не знаем, какой человек наш новый знакомый «на самом деле», только видим, как он выглядит. Поэтому внешность человека — физический облик, манера поведения, соответствие одежды, прически моде, специфические обороты речи — существенно влияет на характер нашего первого отношения к нему.

Умение вступать в общение с другими людьми без подготовки существенная сторона культуры общения. На то, как мы относимся к людям, особенно малознакомым, большое влияние они влияет так называемый социальный стереотип. Это принятый, схематизированный, стандартный образ человека h л к представителя определенной социальной, профессиональной, национальной и прочих групп. Всем известен широко извесный в прошлом образ ученого: рассеянного чудака, беспомощною и мелочах быта и т. п. И в настоящее время бытует много стереотипов, которые искажают наше представление и характере, особенностях конкретного человека.

Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому. У каждого из нас постепенно складываются свои убеждения о том, каким должен (иль человек, какие качества, поступки мы считаем наиболее существенными. С этой точки зрения мы сознательно и неосознанно от пиваем не только ссбя, но и других людей. Одни из этих взглядов действительно принципиальны, соблюдать их в жизни И В отношениях с другими необходимо. Однако наиболее часто нарушения но взаимоотношениях даже близких людей появляются из-за того, что слишком большое значение придается малосущественным леилям: какой дорогой пойти, хороший или плохой фильм и т. п. Унижение к чужим привычкам должно формироваться с детства.

.Для культуры общения имеет значение и определенный, соот- иетствующий принятому в данном обществе способ выражения качеств — благодарности, симпатии, соболезнования и т. п. Важно, конечно, сопереживать и сочувствовать другому, но не менее важно, чтобы этот другой мог догадаться о ваших чувствах.

Некоторые ученые, характеризуя особенности межличностных ношений, вводят такое понятие, как «ритм общения». Так, А. И. Титаренко считает, что потребность общения имеет свой ритм, перепады интенсивности: «Многие нравственные качества зависят от умения верно выразить этот ритм — свой и других Людей, с которыми происходит общение. Назойливость и замкнутость, необщительность — как нравственно-психологические характеристики взаимоотношений людей — во многом зависят от ритма общения, в котором они находятся»

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся письменно проанализировать с точки зрения изучаемой темы ка- кую-либо конфликтную ситуацию. Такова, например, ситуация, описанная в статье А. Добровича3; Утро, семья завтракает. За столом отец, мать и сын — школьник лет 16. Мать сообщает, что кончилась картошка. Отец выразительно смотрит на сына. Тот, перехватывая взгляд, говорит: «Я не смогу. Сегодня после школы договорился встретиться с ребятами в бассейне». Отец, обращаясь к матери: «Это ты его распустила. В наше время в этом возрасте человек был равноправным членом семьи, брал на себя ее заботы. А он все деточка!» Вечером. Первым приходит домой отец. Позже — жена, нагруженная авоськами. К восьми часам, когда сын возвращается из бассейна, картошка уже на столе.

При анализе данной или другой, по усмотрению учителя, ситуации желательно разделить класс на группы: одни пишут с точки зрения отца, другие — матери, третьи — сына. Затем в классе на следующем уроке можно сопоставить мнения этих трех групп.

Нет ответов пока » Общая психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: