Личность и общество

Дек 03 2010

Личность и общество
Личностью человек становится только в обществе и только благодаря обществу. Новорожденный не обладает никаким социальным опытом, он только потенция человеческой личности. В процессе прямого и косвенного общения с людьми он овладевает языком, орудиями и способами труда, методами познания и творчества. С самого рождения человек вступает (сначала неосознанно, а затем сознательно) в определенные отношения с людьми и тем самым приобщается к жизненному опыту, овладевает накопленной культурой, сложившимися традициями и др. У человека чуть ли не с рождения возникает могучая потребность в общении с другими людьми. Общаясь с другим человеком, мы познаем определенные качества этого человека — его доброту или нетерпимость, отзывчивость или грубость и пр., сравниваем его качества со своими, сверяем свои действия, поступки с тем, что ждут окружающие от нас самих, пытаемся понять их требования, почувствовать их переживания, уловить их мнения и настроения.

Карл Маркс писал в «Капитале»: «…человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку»

В эмоциональных контактах с другими людьми у человека вырабатывается ощущение собственного достоинства, чувство защищенности. Человек не может жить без общества людей. Всегда и всюду люди живут в каких-то группах (семья, класс, школа, спортивная секция, дружеская компания и т. д.). Именно участие в таких группах дает возможность развить человеческие качества. В продолжительных и повседневных контактах люди научаются ценить друг друга, считаться с индивидуальными особенностями каждого.

Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив. Учение о коллективе в советской педагогике создано А. С. Макаренко, Н. К. Крупской и др. Коллектив — это группа людей, объединенных общими целями совместной деятельности, побуждаемой общественно полезными мотивами. Люди в нем объединены деятельностью, явно полезной для общества. Взаимоотношения людей в коллективе устойчивы, носят характер взаимопомощи.

Свойства личности формируются лучше всего в коллективе, как наиболее высокоорганизованной группе. «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков…» — писали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии».

Коллектив — частица общества, он неизбежно несет в себе политические, нравственные, эстетические и другие идеи общества. Отсюда и личность руководствуется ими в своем поведении. Через коллектив личность соотносится с другими коллективами и обществом в целом. Именно в коллективе формируются общественно значимые качества личности, и прежде всего коллективизм.

Коллективизм — это чувство солидарности личности с коллективом, ставшее ее свойством. Он определяется единством целей личности, группы и общества. Ярче всего коллективизм формируется и проявляется в условиях трудовой деятельности. «Мы должны воспитывать коллективиста, т. е. человека, умеющего подчинить личное общественному», — писала Н. К. Крупская. Коллективизм предполагает умение подчиняться общим решениям, заботиться о чести коллектива, отстаивать ценность идеалов даже в условиях конфликта или давления.

Взаимоотношения личности и коллектива многообразны: и коллектив влияет на личность и личность влияет на коллектив. Чем человек духовно богаче, тем выше его авторитет и сильнее влияние на коллектив.

Коллектив, в свою очередь, способен формировать индивидуально неповторимую личность, отвечающую требованиям общества. Здесь нет никакого противоречия, так как именно коллектив заинтересован в том, чтобы каждый человек, входящий в него, максимально развивал свои способности и индивидуальность, поскольку только в этом случае человек принесет наибольшую пользу обществу. Коллективный труд необходимо порождает не только чувство коллективизма, но и чувство соревнования, неотрывное от взаимопомощи, коллективного творчества и трудового энтузиазма (здесь учителю уместно поставить перед учащимися ряд вопросов, с тем чтобы они попытались дать характеристику своего коллектива и подумали над тем, каково их место в коллективе, насколько сформировано у них чувство коллективизма).

Нет ответов пока » Общая психология, Психология личности, Социальная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: