Луч внимания

Дек 07 2012

Луч внимания
Большинство людей не помнят себя маленькими, двух-трехлетними. Постараемся представить: маленький ребенок посреди огромного, яркого, шумного, непонятного мира. На малыша постоянно наплывают все новые и новые внешние впечатления, он непрерывно испытывает все новые и новые ощущения. Но ребенок запоминает лишь самую малую, ничтожную часть этих впечатлений и ощущений. Только эта часть выделяется его вниманием, превращается в образ, который фиксируется в памяти и становится предметом для размышлений. То же самое происходит и с взрослым человеком. Он сознательно или бессознательно сосредотачивается на тех или иных предметах и явлениях во внешнем мире или своих собственных ощущениях, отвлекаясь в то же время от всего остального. Внимание, словно луч прожектора, выхватывает из пестроты мира что-то важное для человека. Французский мыслитель М. Монтень (1533-1592) называл внимание резцом памяти.

Рассказывают, что однажды магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их окликали, их пугали, их отвлекали, и они проливали молоко. «Это не министры», — говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда.

— Стреляйте! — крикнул магараджа.

Стреляли, но это не помогло.

— Это министр! — сказал магараджа.

— Ты слышал крики? — спросил он его.

— Нет!

— Ты видел, как тебя пугали?

— Нет. Я смотрел на молоко.

— Ты слышал выстрелы?

— Нет, повелитель! Я смотрел на молоко!

Психологи выделяют три вида внимания:

Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Наверное, легко определить, что такое непроизвольное внимание. Во время урока, когда все сосредоточенно выполняют задание учителя, у кого-нибудь с парты падает с грохотом учебник. Как бы старательно ученик ни работал, обязательно отвлечется на этот грохот: срабатывает механизм непроизвольного внимания. Учебник поднят, все слова сказаны, надо снова возвращаться к выполнению задания. Иногда, чтобы сделать это, требуется весьма большое усилие воли: начинает действовать произвольное внимание. Но если задание, которое человек выполняет, его заинтересует, напряжение сразу же исчезает, и он продолжает работать целенаправленно: включается послепроизвольное внимание.

На что мы обращаем внимание? Представим, что ученики собрались в классе и ждут начала уроков. Пока в класс входят знакомые им люди, класс не интересуется ими. Но если в дверях появится новичок, общее внимание сосредоточится на нем. Значит, внимание привлекает новизна впечатлений. Если во время урока за окнами класса раздастся громкая музыка, только глухой не обратит на нее внимания. Значит, внимание привлекает интенсивный сигнал. А если человек занимается каким-нибудь интересным делом, которое еще не до конца освоил, его внимание будет поглощено только этим делом. Значит, внимание зависит от сложности задачи. А еще наше внимание зависит от того, в какой форме мы получаем информацию. Всем известно: есть уроки скучные и интересные. Так вот, скука определяется не предметом, а тем, как о нем рассказывают. Внимание может рассеиваться, если мы плохо себя чувствуем или если нам мешают. Впрочем, ученые доказали, что людям со слабой нервной системой мешают сосредоточиться любые внешние раздражители, а у людей с сильной нервной системой такие раздражители даже повышают концентрацию внимания. И, наконец, чем дольше мы занимаемся каким-нибудь одним делом, тем менее внимательны мы. Поэтому-то и надо время от времени переключаться на другую работу. Самое же главное: каждый человек обращает внимание прежде всего на то, что связано с его профессиональным интересом.

Одна древняя японская история рассказывает, как известный мастер-оружейник прилег однажды отдыхать и услышал, что его сосед, тоже кузнец, работает резцом. Мастер ворвался к соседу и обвинил его в том, что тот надписывает на рукояти только что законченного меча его, мастера, имя, дабы продать меч подороже. Сосед изумился и спросил, как он узнал об этом? Подсматривал? «Нет, — ответил мастер. — Я не подсматривал, я слушал. Ты сделал больше ударов резцом, чем требуется для написания твоего имени».

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: