Методика проведения этических бесед с детьми. Часть 1

Дек 31 2010

Методика проведения этических бесед с детьми
Тематика бесед. Знания детей о нравственных нормах» полученные на уроках, во время экскурсий, в октябрятских звездочках, из собственных жизненных наблюдений, нередко бывают разрозненными и неполными.

Дети имеют просто неправильные представления, считая, например, что основной признак товарищества и справедливости — хорошие успехи в учении, послушание. Поэтому требуется специальная работа, направленная на то, чтобы обобщить приобретенные из разных источников знания. Очень важно, чтобы в начальных классах систематически проводились с детьми беседы о морали. Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у школьников нравственные представления. Проведение бесед на темы, выдвигаемые только условиями жизни данного класса, вносит элемент стихийности в воспитательную работу, поэтому наряду с беседами по конкретным случаям или поступкам необходимо проводить беседы по заранее составленному плану, предусматривающему весь объем работы по нравственному воспитанию детей.

Изучение практики проведения этических бесед показывает, что учителя проводят беседы по разнообразной тематике. Наиболее часто проводятся беседы о товариществе и дружбе, о честности, трудолюбии, культуре поведения. Значительно меньше проводится бесед о чуткости, внимательности, справедливости, доброжелательности, о чувстве долга, о скромности, настойчивости.

Тематику и содержание этических бесед следует строить с учетом постепенного накопления учащимися знаний по вопросам коммунистической нравственности. В том случае, когда у школьников неправильно сформированы нравственные представления, проведение бесед по определенной тематике обеспечивает возможность исправления или переосмысливания этих представлений.

Программа этических бесед строится концентрически, т. е. в каждом классе изучаются, обсуждаются одни и те же нравственные проблемы (о товариществе, дружбе, коллективизме, об отношении к труду и др.), но конкретное содержание их изменяется в связи с накоплением у детей знаний, опыта, нравственных отношений, задачами и содержанием воспитательной работы. Заранее запланированных бесед о морали должно быть немного — одна в месяц, т. е. девять в течение учебного года.

Можно предложить следующие темы для этических бесед:

1. Об отношении к Родине и народам других стран.
2. Об отношении к труду, людям труда и народному добру.
3. О товариществе и дружбе.
4. О коллективизме.
5. О доброте, отзывчивости и скромности.
6. О честности и умении держать слово.
7. О справедливости.
8. Об отношении к старшим, младшим и своим сверстникам.
9. О непримиримости к злу и равнодушию.

Эта тематика этических бесед является в какой-то мере и обязательной и примерной. Обязательной в том смысле, что все беседы по этим проблемам должны быть проведены в каждом классе. Примерной потому, что последовательность бесед может меняться в зависимости от актуальных в данное время воспитательных задач, их конкретное содержание уточняется в связи с имеющимся у детей нравственным опытом, уровнем воспитанности. После беседы можно дать детям задание за чем-то понаблюдать, самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, обсудить в октябрятской звездочке факты из их жизни, нарисовать или написать о том, что они видят, дать нравственную оценку поступкам людей.

Беседы о морали необходимы прежде всего для младших школьников. В этом возрастном периоде развития детей, когда они особенно восприимчивы к внешним воздействиям, когда они безусловно верят в незыблемость нравственных норм, необходимо заложить добротные основы нравственных знаний. В дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте, можно использовать и другие формы работы, например лекции и диспуты по моральным проблемам. К этическим беседам готовятся учитель и . Учитель определяет тему беседы, подбирает к ней материалы, он продумывает, на какие явления общественной жизни надо направить школьников, представляет себе ход беседы и ту практическую деятельность, в которой дети смогут реализовать полученные знания. Дети самостоятельно читают рассказы, рекомендованные учителем, вспоминают прочитанное раньше, случаи из своей жизни.

Выбор темы. Выбор конкретной темы для беседы обусловлен целым рядом обстоятельств. Для того чтобы выяснить, на какую тему надо провести беседу, учитель должен быть внимательным к нравственной стороне жизни и деятельности детского коллектива и отдельных школьников, располагать многими фактами. На уроках, экскурсиях, в играх, во время работы дежурных, санитаров у детей проявляются отношение к выполнению своих обязанностей, к удачам и неудачам друг друга, товарищество, коллективизм. Свободные высказывания детей о делах в классе, в звездочках, по поводу прочитанного дают возможность учителю составить представление о том, что знают дети о нравственных нормах, какие встречаются ошибки и неточности в их знаниях. Анализ фактов поможет учителю определить уровень воспитанности школьников, их взаимоотношений, типичные поступки и в связи с этим наметить тему беседы, определить ее основное содержание.

Некоторые беседы обычно (хотя и не обязательно всегда) проводятся в одно и то же время. Так, в начале года целесообразно провести беседу о дружбе, товариществе.

После того как дети побывают на экскурсиях, знакомящих их с трудом людей разных профессий и специальностей, проводится беседа об отношении к труду, людям труда и результатам их труда, к народному добру.

При создании октябрятских звездочек, когда у детей накопится некоторый опыт коллективистических отношений, целесообразно провести беседу о товариществе и коллективизме, связывая эту беседу с разъяснением правила октябрят: «Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут».

Тема очередной беседы может быть связана с какими-либо событиями в классе.

…Несколько октябрят в течение всего учебного года помогали своему больному товарищу: передавали уроки, не забывали приносить подарки к празднику. Больная была капризна и обидчива, иногда несправедливо сердилась на ребят, которые к ней приходили. В начале болезни девочки все ребята решили ей помогать, но острота сопереживания с несчастьем товарища быстро спала, и только четыре человека из класса помогали ей в течение всего учебного года.

В конце года учительница решила провести беседу на тему О доброте и отзывчивости, положив в основу беседы этот фант, подчеркнув мысль о том, что доброта должна быть активной, а это требует и настойчивости, и терпения, и умения преодолевать трудности, совершать поступки во имя товарища, а не желания быть отмеченным учителем.

Главное внимание было обращено на поступок тех ребят, которые не участвовали в драке, а стояли в стороне.

В беседе были подняты интересные для младших школьников вопросы: надо или не надо вмешиваться в драку (тем более что часто говорят: «Не надо», «Будь в стороне, а то самому попадет», и самому страшно лезть в драку, ведь могут больно ударить), надо ли преодолеть страх или не надо.

Следовательно, выбор темы для беседы определяется воспитательными задачами, стоящими перед учителем в работе с классом, потребностями жизни детского коллектива, типичными положительными и отрицательными поступками в классе.

Выбирая тему для беседы, следует продумать ее название, по возможности оно должно быть лаконично и содержать правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать. Целесообразно бывает в качестве названия использовать пословицы, например: «Друга ищи, а найдешь — береги», «Дал слово — умей держать его», «Говорить легко — делать трудно», «Не мудрено начать — мудрено кончить», «Мало хотеть — надо уметь».

Подготовка материала к проведению беседы о морали. Определив тему беседы, учитель начинает подбирать к ней материалы. Кроме фактов из жизни, наблюдений самих детей, в беседах используются рассказы, очерки и другие литературные произведения.

К. Д. Ушинский писал: «…Влияние литературных произведений на нравственность очень велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении. Кроме того, всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного . Сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит ему».

Чтение и обсуждение прочитанного помогают осознать и пережить свои поступки, более критически отнестись к собственному опыту.

Рекомендуя в период подготовки к беседе книги для чтения, учитель должен уже знать, какие нравственные представления будут формироваться, какие образцы нравственного поведения будут предложены школьникам для осмысления, как в дальнейшей жизни коллектива будет организовано накопление детьми опыта поведения.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: