Методика проведения этических бесед с детьми. Часть 2

Дек 31 2010

Методика проведения этических бесед с детьми
С первых дней учебы детей учитель формирует у них представления о Родине, героях, подвиге, патриотах, мире, свободе, стремясь воспитать у школьников патриотические чувства, коммунистические идеалы, мужественные и добрые характеры. Очень важно в беседах по книгам и рассказам о Родине не только рассказать детям о массовом героизме советских людей, но и суметь выявить нравственную, духовную основу подвига, нравственную сущность массового героизма советских людей. Эмоциональный рассказ учителя, его выразительное чтение, умело построенные беседы помогут воспитывать у школьников патриотические чувства, понимание величия подвига старших поколений.

Уже в III классе можно рекомендовать детям и читать вместе с ними «Письма пионерам» Н. К. Крупской (возвращаясь к ним и в старших классах). Письма „«Мое» и «наше»», «О работе с малышами», «Будьте общественниками!», «О сознательной дисциплине» рассказывают о необходимости быть бережливыми, помогать младшим, участвовать в окружающей жизни. Можно широко использовать статьи из периодической детской печати, газеты «Пионерская правда», журналов «Мурзилка», «Пионер» и др. Учителя из года в год подбирают литературный материал для бесед, систематизируют его по проблемам, делают тематические папки (например, «О воспитании культуры поведения», «О товариществе и коллективизме», «Об отношении к труду»).

Для бесед целесообразно подобрать рассказы, в которых в схожих ситуациях герои выбирают различные способы поведения. Так, после чтения рассказа А. Раскина «Как папа делил пирожное» был прочитан рассказ «Высшая мера наказания». В первом рассказе два брата разделили два своих пирожных на шестнадцать человек — всех своих товарищей, которые жили вместе с ними в пионерском лагере. Во втором рассказе молодой солдат хотел потихоньку от своих голодных товарищей съесть присланный ему шоколад. После чтения дети сравнивают поведение героев, отношение к ним их товарищей.

Можно подобрать рассказы, в которых так разворачиваются события, что дети видят сложность проявления нравственных качеств, например связь доброты и бескорыстия («Гаврош» В. Гюго), доброты и трусости («На катке» В. Осеевой), доброты и черствости («Бабка» В. Осеевой), доброты и благодарности за нее («Заячьи лапы» К. Паустовского).

Как правило, младшие школьники понимают под добротой умение поделиться с другим чем-то (сладостями, игрушками, вещами), что-то отдать, выполнить просьбу. Эти рассказы помогут детям понять, что доброта — сложное чувство, оно выражается в умении войти в положение другого человека, сопереживать вместе с ним. Быть добрым — значит бороться с плохим, а для этого надо быть смелым, решительным, настойчивым. Там, где один не может справиться со злом, несправедливостью, надо действовать сообща, поддерживать друг друга, и тогда победит добро. Конечно, дети не все поймут сразу и полностью, но даже понимание сложности, противоречивости поступков и чувств людей имеет большое значение для формирования нравственных понятий.

В другом случае можно так подобрать разные по содержанию рассказы, чтобы в них говорилось об одних и тех же нравственных нормах. Например, рассказы «Совесть» А. Гайдара, «Перышко» В. Осеевой, «Мститель» В. Солоухина дают возможность обсуждать вопросы о справедливости, верности в дружбе, обиде и злопамятстве, о переживании недостойного поступка. Обсуждая поведение героев, дети сравнивают их мысли и поступки, мотивы, лежащие в основе этих поступков.

Проведение бесед о морали. В работе с учащимися I класса сравнительно большое место будет занимать рассказ учителя, его анализ и оценка различных событий, в III классе возрастает объем высказываний самих детей, их самостоятельных оценок нравственной стороны обсуждаемых событий.

Беседы о морали имеют целью свести воедино единичные наблюдения детей, их разрозненные знания, т. е. являются обобщающими. Поэтому такую беседу следует проводить, когда у детей будут накоплены необходимые наблюдения, факты, материал, который надо обобщить, запас собственных впечатлений, некоторых раздумий. Если этого багажа не будет, то проведенная беседа не выполнит своего основного назначения — обобщения и может быть полезной только для того, чтобы накопить факты для последующих обобщений.

Работа над обобщением предполагает умение детей сравнивать, выделять общее из ряда различных явлений, анализировать, выводить правило. Но для этого необходимо поставить перед детьми проблемную ситуацию. Такая ситуация требует от ребенка активных мыслительных действий. Она должна содержать вопрос, который требует мобилизации имеющихся знаний, работы с фактами, умения рассмотреть и оценить поступки людей с точки зрения нравственности. Естественно, что проблемные ситуации должны быть близкими, значимыми и интересными для детей и необходимыми для коллектива в данный момент. В то же время надо сделать так, чтобы проблемный вопрос был достаточно сложным для детей. Учитель подводит детей к тому, что решение его возможно совместными усилиями, при коллективном обсуждении, даже если некоторые дети предлагают неправильное или недостаточно правильное его решение.

Проблемные ситуации могут быть связаны с обсуждением вопроса о мотиве и результате поступка, о разном поведении в одинаковых ситуациях и, наоборот, об одинаковом поведении в разных ситуациях, с выбором поведения, когда надо совершить поступок.

Выход из такой ситуации предполагает, что у детей при затруднении появляется потребность в приобретении новых знаний, без которых, собственно, невозможно достижение поставленной цели (разрешение проблемной ситуации).

Развитие беседы во многом зависит от характера и последовательности вопросов. Вопросы должны быть интересны для детей, затрагивать их ум и чувство, заставлять их в поисках ответа обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Хорошо продуманные вопросы, их последовательность должны подводить детей к выводам, к обобщению. Не следует бояться, если ученик в беседе выскажет неправильное мнение и будет его отстаивать. Важно знать, что ребенок что-то усвоил неправильно и дальнейшую работу с ним строить так, чтобы показать ему ошибку, разрушить неправильное представление. Уже в начальных классах у ребят может быть разная нравственная оценка одного и того же факта или явления. Важно выслушать всех, сопоставить разные высказывания. Дети постепенно будут приучаться вырабатывать и отстаивать свои взгляды, изменять неправильное представление под влиянием убедительных доводов.

Для школьников всех классов являются важными проблемы, связанные с проявлением дружбы, товарищества. В повседневной жизни дети постоянно сталкиваются с фактами, в которых проявляются верность дружбе, умение пожертвовать чем-то дорогим ради друга, измена товариществу, ложное товарищество, ябедничество и др. Все эти вопросы актуальны для детей, обсуждение их вызывает интерес и помогает детям усвоить нравственную норму.

Готовясь к беседе, учитель дает задание детям внимательно последить, как дружат разные ребята (не обязательно только своего класса), как они играют, помогают друг другу, почему ссорятся, как мирятся. Подумать о своих товарищах, о дружбе с ними, о самом себе как о товарище, что нравится в дружбе, что обижает и огорчает. Учитель отсылает детей к рассказам, которые они раньше читали (В. Голявкин. «Две шапки»; Б. Емельянов. «Как я покупал собаку»; Е. Пермяк, «Самое страшное» и др.).

Эти задания даются за неделю до беседы. В беседе учитель может поставить перед детьми примерно следующие вопросы, вокруг которых и строится обсуждение: за что люди, взрослые и дети, ценят дружбу и товарищество? Что значит быть верным товарищем? Как можно помочь товарищу? Почему плохо быть ябедником? Что значит «выручить» товарища? Расскажи о своем товарище, о вашей дружбе, о ваших общих радостях и огорчениях.

Положительные результаты беседы могут быть реализованы только в последующей практической деятельности школьников. Важно, чтобы дети не только осмыслили нравственные нормы и требования, но и сумели ими руководствоваться в повседневной жизни. Для этого необходимо, чтобы знания были пережиты ребенком, стали значимыми для него.

В свое время К. Д. Ушинский говорил, что, приучая детей слушать высокие слова о нравственности, смысл которых не понятен, а главное — не прочувствован детьми, мы воспитываем лицемеров, которым тем удобнее иметь пороки, что мы даем им ширмы для закрытия этих пороков.

Многие опытные учителя в случае нарушения какой-то нравственной нормы не спешат выговорить ребенку, сделать его поступок предметом обсуждения детского коллектива. Опытный учитель рассуждает в этом случае так: третьеклассник поступил плохо, нарушил норму поведения. Я не спешу его наказать или сказать о его поступке всему классу. Часть детей были свидетелями поведения мальчика и ждут, что я буду делать. Некоторым из них хочется, чтобы нарушитель был наказан. Но я не делаю сразу вывода, высказываю только огорчение. И на другой день также даю понять, что о поступке помню, но наказывать не буду. Ребенок переживает свое неправильное поведение. Это главное, а отнюдь не наказание. А к тем ребятам, которые хотят и ждут наказания для других, иной подход, здесь своя работа.

В конце беседы обычно выводится нравственное правило. Для младших школьников оно должно быть конкретным, предписывать им определенное поведение в наиболее типичных, часто повторяющихся ситуациях. Так, например, существует общая норма: «Будь доброжелательным, заботливо и внимательно относись к другим», которая для детей может быть представлена в простых правилах: «Не старайся захватить себе все самое хорошее», «Уходя из дому, скажи, куда пошел и когда придешь, не заставляй домашних беспокоиться», «Не обижай и не давай в обиду своих маленьких сестер и братьев, относись к ним ласково, играй с ними».

Правило выведено самими детьми с помощью учителя. Теперь надо требовать его соблюдения, фиксировать внимание детей на случаях его выполнения и невыполнения. Совершенно необходимо единство подхода к детям всех воспитателей и родителей. Чрезвычайно сложным является вопрос об учете воспитательной эффективности этических бесед, их непосредственном воздействии на школьников. Можно найти факты, которые говорили бы о том, что ребенок хорошо знает, как надо поступить, а поступает вопреки этому знанию, и напротив, не зная нравственного правила, ребенок следует ему. Очевидно, нет прямой, жесткой причинно-следственной связи между нравственным знанием и поведением. Однако многие исследователи и учителя указывают: бесспорным является то, что общин нравственный уровень детского коллектива, характер отношений между детьми, их отношение к делу всегда выше там, где такие беседы проводятся. Усвоенная нравственная норма играет роль регулятора, контроля и оценки поведения личности в коллективе. Этические беседы имеют воспитательное значение только в том случае, если они сочетаются с другими методами и средствами нравственного воспитания, и прежде всего с организацией разнообразной деятельности детей.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: