Межличностные отношения и общение

Дек 06 2010

Межличностные отношения и общение
С самого рождения ребенок нуждается в другом человеке. Уже двух-трехмесячный младенец начинает капризничать без видимых объективных причин и успокаивается, когда с ним заговорят, начнут «общаться». Психологами установлено, что общение со взрослыми уже в этом возрасте является одним из важнейших условий психического развития ребенка, формирования его будущей личности. Недостаточное удовлетворение потребности ребенка в общении может привести в дальнейшем к его эмоциональной глухоте, черствости, закреплению установки на исходное недоверие к миру.

Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека, какого бы возраста он ни был. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием считается одиночное заключение.

Так что же такое общение, отношения, взаимоотношения? Эти понятия кажутся настолько простыми и настолько общими, что их трудно определить, хотя всем они интуитивно понятны.

Учитель может спросить учащихся, как они сами понимают, что такое общение. После ответов учащихся необходимо показать, что у большинства понятие «общение» ассоциируется прежде всего с «обменом информацией».

Действительно, общение (или коммуникация — в точном значении этого слова) — это сообщение, передача. Через общение человек получает знание об окружающем мире, с помощью общения происходит передача опыта, трудовых и бытовых навыков, усвоение тех культурных, нравственных и социальных ценностей, которые выработаны человечеством в ходе его исторического развития. Однако правильно ли будет считать, что общение связано только с обменом информацией? Конечно, нет. Вряд ли можно представить себе такую ситуацию, в которой проявляется только интеллектуальная сторона общения, без эмоциональной, обмен только знаниями без обмена чувствами. Даже просмотр одного и того же фильма в одиночестве и вместе с друзьями, по телевизору или в полном зрительном зале кинотеатра вызывает различное к нему отношение. А как легче научиться чему-либо — одному или в обществе сверстников?

Учитель может, выяснив мнение учащихся по этому вопросу, показать большую роль общения и в этом случае.

Таким образом, в результате общения происходит обмен знаниями и умениями, интересами, мыслями и чувствами.

«Общение» — очень широкое и многоплановое понятие. Когда мы читаем книгу, происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и наоборот, писателя с читателем. Смотрим спектакль, выступаем с лекцией, говорим по телефону, разговариваем с друзьями — псе это общение. А как понять выражение «общение человека с природой»? Как можно заметить, во всех этих случаях проявляются различные аспекты этого явления. Поэтому, говоря об общении, различают прямое и косвенное, непосредственное и опосредствованное общение.

Можно разобрать с учениками три варианта общения: непосредственное («лицом к лицу»), «общение по телефону», «общение в письмах» — по следующей схеме: чем отличаются эти три ситуации с точки зрения характера общения? Какие особенности личности больше проявляются в разных случаях? Правильно ли будет считать «общение по телефону» «облегченным» вариантом общения, и почему он получил сейчас такое широкое распространение? Что требует от человека «общение в письмах»? Можно напомнить учащимся глубокую, полную чувств переписку П. И. Чайковского и фон Мекк.

Человек живет, работает и при этом не только активно познает окружающий мир, воздействует на него, но и переживает определенное отношение к нему. Одни события его волнуют, к другим он равнодушен, одних людей он любит, других — ненавидит, к третьим испытывает неопределенные, неясные для него самого чувства. Отношение человека — это особое эмоциональное состояние. Отношение и общение — взаимосвязанные, неразрывные явления. У нормального человека не может быть общения без отношения. Эмоциональное состояние — отношение — более или менее явно проявляется в поведении человека, его мимике, жестах и т. п. Однако не всегда внешнее поведение соответствует внутреннему отношению. Поэтому нельзя судить о глубине переживаний человека по степени их внешнего проявления. Например, иногда очень глубоко чувствующие люди стараются не проявлять внешне своих переживаний, а иногда, в особо тяжелых ситуациях, и не могут.

Уже стали хрестоматийными примеры, которые описывают способы демонстрации мальчиками-подростками своих симпатий к девочкам (дерганье за косички и т. п.). Л в более старшем возрасте?

Учитель может попросить учащихся самим привести примеры несоответствия общения и отношения.

Наибольший интерес из всех видов общения представляют собой, естественно, межличностные отношения, т. е. процесс непосредственного общения человека с человеком.

Межличностные отношения — это именно те отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими, чувствующими людьми. Межличностные отношения являются сущностью общения, своеобразным результатом его. Возникнув в процессе общения, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают влияние на него, определяя содержание общения и другие его особенности.

Поэтому в зависимости от того, какой именно аспект данной проблемы рассматривается, употребляются понятия «общение» или «взаимоотношения».

Нет ответов пока » Общая психология, Психическое неблагополучие, Социальная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: