Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности

Мар 07 2011

Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности
Настанет день, когда мама вдруг почувствует, что ребенок перестал быть существом непредсказуемым. Он стал младенцем.

Младенчество — важнейший период, когда закладываются посылки к развитию личности. Младенец психологически обращен к взрослому: он направлен на получение положительных эмоций, реализацию эмоционального голода; он стремится к совместной деятельности со взрослым, подражает ему и пристально за ним наблюдает; подражая и взаимодействуя со взрослым, он овладевает действиями, которые создают основу для развития его психики.

Ребенок нуждается в любви взрослого человека. И чем старше он становится, тем больше эта любовь ему нужна не только для его физиологического обеспечения, но и для психического развития п ощущения психического комфорта.

По прошествии периода новорожденности все больше и больше становится заметно, сколь сильно растет интерес ребенка к людям. Младенца завораживает любое человеческое лицо, но больше всех — лицо мамы. Он смотрит внимательным взором, слушает голос, начинает поворачивать голову на голос. Младенец чувствует себя комфортно, если его берут на руки и прижимают к себе. Он донельзя доволен, и это возможно понять, он как-то дает это почувствовать. Скоро — в два-два с половиной месяца — у пего появляется совершенно обескураживающая младенческая улыбка. Это происходит на фоне серьезного, глубокого младенческого взгляда: вдруг уголки губ поплывут вверх, глазки сощурятся, и младенческое лицо озарится широкой, беззубой улыбкой, которая полностью преобразит его облик. Сразу же у мамы возникнет новый прилив нежности и благодарности к своему малышу.

Улыбка младенца преобразует поведение взрослого. Улыбка — знак душевного здоровья и расположения ребенка к маме и вообще человеку.

Привязанность младенца к маме, к другому взрослому, младенческая любовь к человеку создают важное образование — бессознательное чувство доверия к людям вообще. В условиях асоциальных, когда мать — алкоголичка или наркоманка, когда она может сделать что-то непредсказуемое, ребенок подвержен опасным неожиданностям. В этих условиях может быть заложена основа для формирования бессознательного чувства недоверия к людям. Общественное мнение должно обязательно влиять на таких родиIелей, а в крайнем случае лишать их родительских прав. Малышу от такой матери вред, и замена добросовестными медицинскими сестрами и воспитателями в доме малютки принесет ребенку больше пользы.

Ребенок, переживающий настоящую эмоциональную идентификацию со взрослым, с мамой прежде всего, впоследствии будет способен по-настоящему полно переживать все оттенки человеческих чувств к людям, к своим родителям, супругу, детям. Он будет полноценным человеком с полноценной эмоциональной сферой.

После трех месяцев ребенок начинает выделять как такового и второго близкого себе человека — папу. К четырем-пяти месяцам, когда отец рядом, ребенок обращает на него особое внимание — ведь он совсем иначе общается с малышом, чем его мама.

Кроме того, отец иначе пахнет, а это в младенческом возрасте имеет особое значение. Запах ребенку дает дополнительные сигналы. У отца другой тембр голоса, и это что-нибудь, да значит.

В возрасте, близком к полугодовалому, у малыша развиваются новые двигательные способности. Теперь, лежа на спине, он дергает руками и ногами, причем ноги совершают движения, как при езде на велосипеде. Эти движения отличаются от прежних судорожных подергиваний. Руками он тоже движет — машет вверх-вниз. Скоро именно руки, которые то появляются в поле его зрения, то исчезают, становятся важным объектом удивления и рассматривания.

Младенец еще не осознает себя как такового, хотя отзывается па собственное имя и может научиться указывать пальчиком, где у него головка, глазки, носик, ручки, животик и т. д. Он может указать на себя даже в зеркале, но это не значит, что он осознает свое отражение как себя самого.

Лежа на животе, ребенок учится держать головку. Начав это делать до трех месяцев, к полугоду он хорошо держит голову. Такая поза меняет поле обзора. Прежде, лежа на спине, он смотрел на потолок и верхнюю часть комнаты. Теперь он смотрит сверху вниз и вбок. Другое поле восприятия меняет и его впечатления об этом большом мире.

Постепенно ребенок начнет учиться садиться. Между тремя и четырьмя месяцами малыш может заинтересованно стремиться сесть. Едва ему протянут руки, как он тут же хватается за них, легко подтягивается в положение сидя. Скоро он и без помощи взрослых будет стараться сесть. К полугоду он будет стремиться самостоятельно приподняться и сесть. Когда он сел, перед ним еще один ракурс мира, и здесь он посмотрит на свои руки и ноги сверху. Теперь он оказывается лицом к лицу со всеми членами своей семьи.

Малыш быстро подрастает. Во втором полугодии он начинает контролировать свои движения. Это время, когда он учится ползать и самостоятельно сидеть, хватать руками все, до чего он может дотянуться. Здесь важно давать ему игрушки для развития координации движений, для хватания, раскачивания, разглядывания.

Теперь ребенок начинает проявлять разное отношение к своим н чужим. Он любит больше всего маму, если, конечно, мама испытывает к нему любовь. Он хочет ощущать маму и папу физически: сидеть на коленях, уверенно развалившись на руках, теребить, шлепать, тянуть. Он занят лицом взрослого: изучает его и играет с ним. Ребенок счастлив, когда его тискают, целуют, теребят и шлепают. Он заливается радостным смехом. Чем больше малыш чувствует любовь сейчас, тем быстрее он научится любить, тем более щедрым и открытым для любви он станет потом, тем лучше у него будет сформировано чувство доверия к людям, тем способнее он будет к сопереживанию другому человеку в его беде и радости.

Нет ответов пока » Воспитание школьников, Психология личности

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: