Можно ли стать гением?

Сен 01 2012

Стать гением
Способности — это индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Семилетний Моцарт давал концерты во Франкфурте-на-Майне. После концерта к нему подошел мальчик лет четырнадцати. «Ты замечательно играешь! Мне никогда так не научиться», — сказал он. — «Отчего же? Ты ведь совсем большой. Надо только попробовать. Если не получится, то начни писать ноты». — «Да я пишу… стихи». — «Это очень интересно. Писать хорошие стихи намного труднее, чем сочинять музыку». — «Нет, это совсем легко. Ты только попробуй». Собеседником Моцарта был великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).

Основой для формирования способностей служат задатки, то есть врожденные анатомо-физиологические особенности строения человека. Так, для развития музыкальных способностей огромное значение имеют строение и характеристики слухового анализатора. При этом для пианиста важно также строение кистей рук, а для певца — строение голосовых связок и гортани.

Задатки — это только возможности для развития способностей. Но сами способности могут формироваться только при правильно построенном обучении. Кроме того, способности будут формироваться быстрее и лучше, если человек стремится овладеть мастерством. Такой человек может часами заниматься любимой работой, не чувствуя усталости.

Некоторые исследователи считают способности врожденными и доказывают, что они не поддаются развитию. В доказательство они приводят примеры раннего и очень яркого проявления способностей у выдающихся музыкантов, художников, поэтов, ученых.

Действительно, музыкальная одаренность у Моцарта обнаружилась в три года, у Гайдна — в четыре. Талант живописца у Рафаэля проявился в восемь, у Ван Дейка — в десять, у Дюрера — в пятнадцать лет. У шахматистов талант проявляется очень рано. Капабланка начал играть в четыре года (в тринадцать лет он был уже чемпионом Кубы), Карпов — в пять лет, Таль и Фишер — в шесть лет, Ласкер — в семь лет. Выдающийся физик А. Ампер и знаменитый математик К. Гаусс проявили свои способности к четырем годам.

Чтобы выяснить соотношение влияния наследственности и воспитания в развитии способностей, было проведено немало исследований. В одном исследовании изучались родословные выдающихся представителей науки и искусства. Было установлено, например, что прабабушка Л. Н. Толстого — Ольга Трубецкая и прабабушка А. С. Пушкина — Евдокия Трубецкая были родными сестрами. В родословной Иоганна Себастьяна Баха было более 26 музыкантов. У древнегреческого драматурга Эсхила два сына и племянники были поэтами. Известна семья математиков Бернулли.

Но все это не доказывает, что способности наследуются. В семьях музыкантов, живописцев или математиков часто у детей развивают способности к математике, живописи или музыке и ориентируют их на продолжение семейных традиций при выборе профессии. Однажды немецкий поэт Генрих Гейне (1797-1856), который отличался невероятным остроумием, в ответ на упреки родственников, что он не сделал карьеру, сказал: «Незадолго до моего рождения моя мать увлеклась поэзией — и я родился поэтом. А вот мать моего дяди увлекалась чтением книг о приключениях разбойника Картуша — и дядя родился банкиром».

Не связан уровень способностей и с принадлежностью к той или иной национальности. При обследовании на Аляске эскимосских детей, не получивших образования и живущих в трудных условиях арктической пустыни, было установлено, что показатель их интеллектуального развития намного превышает показатели для некоторых групп образованных и благополучных европейских детей.

В настоящее время большинство исследователей считают, что проявление наследственных способностей зависит от воспитания. Наследственность определяет возможности человека, а воспитание — степень приближения к этим возможностям. При этом выясняется, что возможность развития способностей сохраняется довольно долго. Психологи наблюдали за запущенными и отстающими в развитии «трущобными» детьми, которых уже в подростковом возрасте брали на воспитание в благополучные семьи. Исследователи установили, что интеллект таких подростков быстро повышался.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других, так как способности могут компенсироваться.

Известный психолог А. Н. Леонтьев (1903-1979) показал, что определенного уровня развития музыкального слуха могут добиться и те люди, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, то есть воспроизводить их частоту, сознательно контролируя работу голосовых связок, то резко повышается звуковысотная чувствительность, и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до того.

Вы можете заглянуть на сайт по адресу http://www.yourinternetportal.ru/ если хотите узнать об этом больше, так как на нем много интересных статей по данной теме.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: