На плечах отца держится мир. Часть 1

Дек 06 2010

На плечах отца держится мир
Начиная беседу, учитель может спросить учащихся: «Нет ли в формулировке нашего вопроса преувеличения, как вы ее понимаете в широком и узком смысле? Вдумайтесь еще раз: на плечах отца держится мир…» У учащихся этот вопрос особого затруднения ие вызывает, и их ответы обычно сводятся к следующему. Действительно, отцы стоят на страже мира в прямом смысле этого слова. Они охраняют рубежи нашей страны, стоят на боевых постах, дежурят у штурвалов кораблей и подводных лодок. Словом, защита Родины в основном лежит на выносливых плечах мужчины. Но это только часть мужской миссии. Важнейшая и очень ответственная! Правильно будет утверждать, что на отцовских плечах держится мир в более широком значении этих слов. Ведь именно мужчины спасли мир от фашистской чумы. И сей час мужчины в первых рядах борцов за мир. Они варят сталь, добывают нефть, спускаются в шахты, в морские глубины, поднимаются в космические выси… И еще очень многое и многое, сложное и неимоверно тяжелое лежит на мужских плечах.

«Не умаляет ли это роль женщины, матери?» — могут спросить отдельные учащиеся. Нет и нет! Величие матери незыблемо. Здесь следует показать учащимся, что матери и отцы выполняют свои, только им присущие роли. И всякое противопоставление отца матери или наоборот нельзя считать правильным.

Возможно и такое замечание учащихся: выше речь шла о производственной деятельности мужчины, а не о роли отца. Верно, наш разговор начат с производственной деятельности мужчин. Однако она неотделима от их отцовской миссии. Речь об этом впереди. А сейчас рассмотрим: в чем суть отцовства, каковы особенности миссии отца?

О том, что имеется «великая разница в семейном значении женщины и мужчины», ярко и образно писал еще В. Г. Белинский. На прошлом уроке мы отмечали, что мать любит свое дитя сердцем, кровью, нервами, всем существом своим. Сравнивая с этим отцовское чувство, В. Г. Белинский отмечал: «…в любви женщины больше кровного, а потому и больше страстного, тогда как в любви мужчины больше мыслительного, если можно так выразиться» Это не принижает значимость отцовского чувства, а показывает, что оно имеет несколько иную основу: «…и отец может страстно любить детей своих, когда его с ними соединит нравственное, духовное родство…» 2.

Естественно, что и отцовское чувство, и духовное родство возникают постепенно. Начинается этот процесс задолго до рождения ребенка. Раньше на занятиях мы уже приводили парадокс: «Ребенок — отец мужчины». Его основное зерно: дети оказывают сильное влияние на формирование отцовского чувства, многих качеств мужчины. Но правдиво и другое утверждение: отцом мужчину делает отец. К этому, конечно, имеют прямое отношение и мать, и жена, а также другие члены семьи. Здесь любой категоричный вывод будет односторонним. «Не удивительно: принять на себя роль отца, научиться быть отцом и чувствовать себя отцом — трудно, это не приходит в одно мгновение, в один день и в один год. Мы учимся быть отцами всю жизнь. Постепенно и не без труда овладеваем мы этим искусством, самым простым и самым трудным, — искусством быть отцом» 3.

Прав был В. А. Сухомлинский, когда писал: «Счастье отцовства и материнства — не манна небесная, оно не приходит праздничным гостем, как только вы, юноша и девушка, стали мужем и женой. Оно трудное и выстраданное — это счастье, оно приходит только к тем, кто не боится однообразного, многолетнего труда до самозабвения. Сложность этого труда состоит в том, что он, этот труд, представляет собой влияние разума и чувств, мудрости и любви, умение, наслаждаясь нынешним мгновением, тревожно заглядывать в будущее. Там, где утрачена эта мудрая отцовская и материнская способность, счастье становится призраком» Освоение искусства быть отцом — процесс не только сложный, но и противоречивый. Тут следует иметь в виду и его исторические корни. Мы неоднократно упоминали, что раньше хозяином в семье был отец. «Он управлял материальной борьбой семьи, он руководил ее трудной жизненной интригой, он организовывал накопление, он учитывал копейки, он определял Судьбы детей.

Отец! Это центральная фигура истории! Хозяин, начальник, педагог, судья, а иногда и палач, это он вел семью со ступеньки на ступеньку, это он собственник, накопитель и деспот, не знавший никаких конституций, кроме божеских, обладал страшной властью, усиленной любовью»2. Разумеется, надо иметь в виду, что это абстрагированный образ, нарисованный без нюансов и полутонов. Но такова правда истории. Замечательный советский педагог А. С. Макаренко очень верно подметил и противоречивость отцовской миссии, трагическую судьбу отца в условиях антагонистического общества. Он писал: «Но у него есть и другое лицо. Это он пронес на своих плечах страшную ответственность за детей, за их нищету, болезни и смерть, за их тягостную жизнь и тягостное вымирание. Эту ответственность десятки веков перекладывали на него хозяева жизни, грабители и насильники, дворяне и рыцари, финансисты, полководцы и заводчики, и он десятками веков нес ее непосильное бремя, усиленное тон же любовью, и стенал, и страдал, и проклинал небо, такое же невинное, как и он, но отказаться от ответственности не мог» 3.

В социалистическом обществе, как нами отмечалось, семья не может быть отцовской монархией. Вспомните, почему. Учащиеся отвечают: исчезла старая экономическая база, установлены новые брачно-семейные отношения, главной сутью которых является добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, свободный от экономических расчетов, основанный на любви и долге… Все это не могло не сказаться на функциях отца. Об этом уже говорилось на предыдущих уроках. Сейчас отметим, что отцовство в условиях социалистического общества — это благородная и ответственная миссия мужчины. Наши отцы стремятся с достоинством выполнять свой долг. М. Горький писал: «…Мне кажется, что я не ошибаюсь, замечая, что отцы начинают все более заботливо и нежно относиться к детям, и, на мой взгляд, это вполне естественно, ибо впервые за всю жизнь человечества дети являются наследниками не денег, домов и мебели родителей.

наследниками действительной и могущественной ценности — социалистического государства, созданного трудом отцов и матерей».

Это очень важная основа для зарождения у детей уважения к отцам. Труд отца, его общественное лицо, уровень культуры, выполнение домашних обязанностей, неустанная воспитательная деятельность, отношение к матери, к другим лицам, его образ жизни в целом — вот далеко не полный перечень слагаемых его истинного авторитета», той почвы, на которой возникает уважение к нему детей. Для этого отцу также необходимо быть естественным, уметь общаться с детьми и воспитывать их, уметь быть их другом. Правда, тут надо иметь в виду следующее: «Отец и сын могут быть друзьями, должны быть друзьями. Но отец все же остается отцом, а сын остается сыном, то есть мальчиком, которого нужно воспитывать и которого воспитывает именно отец, приобретающий, благодаря этому, некоторые признаки, дополнительные к его положению друга».

Нет ответов пока » Общая психология, Психология личности, Социальная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: