«Не место красит человека…»

Сен 14 2012

Место красит человека
После того, как ребенок осознает свое Я, начинается длительный период формирования его Я-концепции. Я-концепцией называют отношение человека к самому себе, которое включает образ Я, то есть представление о своих качествах и свойствах; самооценку, которая основана на этом знании, и практическое отношение к себе, основанное на образе Я и самооценке и выражающееся в конкретных поступках.

Мерилом отношения человека к самому себе выступает прежде всего отношение к нему других людей. В дошкольном возрасте самооценки детей основаны на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей. Представления о себе у дошкольников очень неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, как он уже считает, что стал самым лучшим, а первая же неудача приводит к снижению самооценки.

Общение с новыми людьми меняет представление человека о себе, и постепенно у него формируется целая система таких представлений. В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление и одновременно возрастает роль друзей и их мнений. Подросток начинает сопоставлять разные мнения о себе и вырабатывать свое собственное мнение, опираясь на свой интеллект. Самооценка теперь меньше зависит от ситуации, подросток начинает оценивать себя не только эмоционально, но и рационально.

В одном эксперименте подросткам предъявляли специально изготовленные фотографии, на которых были портреты неискаженные и искаженные — несколько суженные или расширенные. Это были портреты родителей, соучеников (друзей и врагов), учителей и самих участников опыта. Задача состояла в том, чтобы выбрать неискаженный портрет.

Участники опыта имели возможность смотреть на себя в зеркало и значит — выбирать неискаженные фотографии из ряда собственных портретов. Однако в зависимости от самооценки они выбирали расширенное или суженное изображение. При выборе фотографии соученика они выбирали расширенное изображение, если признавали его превосходство, и суженное — в случае пренебрежительного к нему отношения. Десятилетние участники опыта выбирали среди своих фотографий неискаженные, а среди фотографий родителей — расширенные. Шестнадцатилетние участники опыта выбирали среди своих портретов расширенные, а среди портретов родителей — суженные.

То есть повышение с возрастом самооценки подсознательно, незаметно для самого человека сказывается не только на восприятии своей внешности, но и на восприятии им других людей.

Образ Я становится все более содержательным по мере того, как человек включается во взаимодействие со все более разнообразными группами. Оценки самого себя с точки зрения тех, с кем встречается человек дома, в школе, на улице, на работе, постепенно делают этот образ более многогранным. Чем больше своих качеств вычленяет человек и относит к себе, своему Я, чем сложнее эти качества, тем выше уровень его сознания и самосознания, тем более реальна его самооценка.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: