Не забывать о возможностях

Мар 15 2012

Не забывать о возможностях
Большинство старших подростков уже занимаются самовоспитанием. Воспитываются разнообразные качества, приобретаются умения, знания. Пусть самовоспитание не у всех идет систематически и планомерно — важно, что оно появилось. Это новое в развитии личности: активность подростка направлена на самого себя. В одном он себя сдерживает, другое ломает, третье создает заново. Он начинает сам воздействовать на себя, сам создавать себя, равняясь на определенные образцы и лично для него значимые цели и задачи.

Самовоспитанием и самообразованием подросток расширяет возможности своего развития, готовит себя к будущему. Хотя он очень поглощен настоящим, но при этом он устремлен и в будущее. Такая устремленность в сочетании с деятельностью, направленной на изменение самого себя, знаменует собой совершенно новый этап в развитии личности.

Значение такой активности подростка для его воспитания переоценить трудно. Однако здесь таятся возможности двоякого рода. Подросток может равняться на различные по содержанию образцы и ценности. Если он равняется на общественно положительные образцы, то процессы самовоспитания и воспитания находятся в гармонии, а если на общественно неприемлемые? Такие факты существуют, и закрывать на них глаза нельзя. Нередко многие серьезные пороки уходят своими корнями в начало подросткового возраста, когда их первые узелки могут быть обезврежены сравнительно легко и быстро.

Начало подросткового возраста — время жадных поисков подростком новых образцов. Нельзя эти поиски пускать на самотек, нельзя ничего откладывать «на потом». Именно у младшего подростка надо формировать образцы и идеалы. Иначе воспитание будет отставать от развития.

Опасность такого отставания существует, особенно в первой половине подросткового возраста. Процесс развития вдет быстро, захватывает разные стороны личности и ставит перед воспитанием все новые задачи. Если значимые сдвиги в развитии личности вовсе оставляются без внимания или же учитываются недостаточно, то возникают нежелательные последствия двоякого рода. Во-первых, обнаруживают себя существенные трудности в воспитании подростков, во-вторых, воспитатели лишают себя возможности управлять ходом становления личности, развитием взрослости. К концу подросткового возраста многое в личности оказывается уже в такой мере сложившимся, что — в случаях, когда сложилось это многое неблагополучно, — может встать вопрос не о воспитании, а о перевоспитании. Подросток стремится в мир взрослых, и он должен войти в него с парадного входа, а не с заднего крыльца. Младший школьник, вступив в подростковый возраст, может направить свои шаги в очень разных направлениях… Необходимо с самого начала направить его по правильному пути. Здесь упускать время ни в коем случае нельзя, это может иметь серьезные отрицательные последствия. Однако, с другой стороны, возникающее у подростка ощущение собственной взрослости и стремление к взрослости открывают огромные возможности для его воспитания и развития.

В подростковом возрасте дети очень отличаются друг от друга по уровню развития взрослости. Существующее представление об этом возрасте как о трудном нередко определяет недооценку возможностей развития социально-моральной взрослости. Эти возможности очень большие. Они обнаруживаются в многочисленных и разнообразных фактах высокого уровня развития у подростков тех или иных сторон взрослости: умения ставить перед собой и решать серьезные задачи; способности самостоятельно мыслить и трудиться; стремления к дружной работе; чувства ответственности за порученное или взятое на себя дело.

Такой высокий уровень — норма развития; это хороший ориентир для воспитания и формирования качеств личности в подростковом возрасте. И здесь воспитатели не только могут, но и обязательно должны опираться на помощь самого подростка. Для него взрослость существует как цель, к которой он движется. Подросток сам хочет воспитать в себе положительные качества, сам начинает активно действовать в этом направлении. Его цель совпадает с задачами его воспитания.

У В. А. Сухомлинского есть строки, в которых он пытался передать то главное, что волнует подростка, его мысли о себе, о цели жизни, о том, как нужна ему рука взрослого: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия… Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно своими силами доберусь до вершины».

Итак, в самих особенностях возраста таятся большие резервы формирования личности и развития различных сторон социально-моральной взрослости подростка в общественно ценном направлении.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: