Нелегкое время. Часть 2

Янв 15 2012

Нелегкое время
Ювенильные кровотечения. Нередко и другое нарушение нормального хода месячных — так называемые ювенильные (т. е. подростковые и юношеские) кровотечения. Наблюдаются они примерно у 5% девочек; различают три их вида.

Первый — циклические кровотечения. Они возникают во время самой менструации. Наблюдается либо повышенное выделение крови, либо просто (более легкий случай) затягивание менструации до полутора-двух недель.

Более опасны и серьезны ациклические маточные кровотечения. Как явствует из самого названия, с самой менструацией они не связаны и могут появиться в любое время. Такие кровотечения наступают обычно неожиданно, беспорядочно, с интервалами от нескольких дней до нескольких месяцев и имеют различную продолжительность. При любом не связанном с менструацией кровотечении обязательно следует обратиться к врачу — оно может быть знаком воспалительного процесса в матке, наличия миомы, полипов.

Третий вид ювенильных кровотечений — единичные. Они также возникают внезапно и нередко сопровождают физическую перегрузку, переохлаждение или перегревание (например, при неумеренном загорании на солнце), а также при инфекции (например, при гриппе), при сильных отрицательных эмоциях, при перемене климата; нередко они возникают зимой или весной как знак того, что организму не хватает витаминов.

Даже сравнительно небольшие кровотечения значительно ухудшают состояние девочки как из-за самой потери крови (иногда может развиться малокровие), так и из-за неблагоприятного действия на психику. В каждом случае ювенильного кровотечения необходимо обратиться к врачу. Но прежде всего успокоить девочку, внушить ей, что при своевременном и правильном лечении это неопасно, особенно если она будет соблюдать правильный режим труда и отдыха. И действительно, у подавляющего большинства девочек ювенильные кровотечения оказываются лишь временным нарушением менструальной функции.

Аменоррея. Как было сказано выше, у некоторых девочек менархе наступает довольно поздно. Отсутствие менструаций в возрасте, когда они должны уже быть, носит название аменорреи. Она может быть первичной, когда менструаций пет совсем (хотя признаки половой зрелости достаточно выражены), и вторичной, когда менструации были, а затем прекратились. (Надо заметить, хотя это не имеет отношения к девочкам-подросткам, что аменоррея вполне нормальна при кормлении грудью, хотя и наблюдается не у всех женщин; задержка, а затем и отсутствие менструаций являются наиболее явным признаком начавшейся беременности.)

Отсутствие менструаций неблагоприятно отражается на состоянии девочек-подростков и девушек.

Во-первых, само по себе отсутствие менструаций говорит о том, что естественная для женского организма периодичность жизнедеятельности выражена недостаточно. При этом возникают различные расстройства вегетативно-сосудистого характера: сердцебиение, приливы крови к голове, потливость, чувство стеснения в груди. Центральная нервная система находится в состоянии угнетения или, напротив, перевозбуждения.

Во-вторых, отсутствие менструаций у девочки или девушки в том возрасте, когда у всех ее подруг и одноклассниц они уже установились, неблагоприятно отражается на ее состоянии, тем более что в подобных случаях приходится порой встречаться и с измышлениями типа вроде такого: «Если менструаций нет, то менструальная кровь может ударить в голову и можно сойти с ума». Подобные глупости воспринимаются, однако, нередко всерьез.

Вместе с тем наибольшее внимание родителей должны привлекать случаи не столько позднего начала менструаций, сколько прекращения уже начавшихся, а тем более установившихся, ставших регулярными. В этих случаях необходимо обратиться к врачу, но начинать опять-таки следует с того, что успокоить девочку, объяснить ей, что ничего угрожающего ее здоровью и жизни нет.

Предменструальный синдром. Даже если менструация протекает нормально, у многих девочек заметно снижается подвижность, они меньше внимания уделяют занятиям, склонны уединяться. Примерно каждая третья девочка могла бы отметить более или менее выраженные нарушения общего состояния и самочувствия. Но у некоторых из них такие явления достигают болезненной степени. Все это получило название предменструального синдрома — название не вполне точное, так как состояние девочки может быть нарушено не только непосредственно перед менструацией, но и во время нее.

Итак, за несколько дней до начала менструации состояние девочки значительно ухудшается, наблюдаются нарушения функций нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем и в обмене веществ. Могут быть головная боль и головокружение, тошнота и рвота, сердцебиение и боли в сердце; нередко вследствие отеков происходит заметное (до 2 — 3 кг и более) нарастание массы, иногда наблюдается озноб, одышка, боли в конечностях, зуд и т. д. Однако этим дело не ограничивается. У одних могут наблюдаться раздражительность, агрессивность, повышенная требовательность к окружающим; у других, напротив, угнетенное состояние, плаксивость, замкнутость, повышенная мнительность, апатия. Нередко симптомы перевозбуждения или, напротив, угнетения нервной системы могут чередоваться или сочетаться самым различным образом. Как правило, нарушен сон, снижены память и внимание.

И какой резкий контраст этому — настроение и общее состояние после менструации: поведение становится ровным и спокойным, настроение — доброжелательным и дружелюбным… Но это, к сожалению, лишь до следующего предменструального периода, когда все болезненные симптомы возобновляются с прежней силой.

Развитию синдрома способствуют психические напряжения, тяжелые инфекции (вирусный грипп, ревматизм и т. д.).

Родители, как и педагоги, строя свои отношения с девочками-подростками, оценивая те или иные их поступки, не вправе не считаться с предменструальными нарушениями: все они так или иначе отражаются на самочувствии, настроении, работоспособности и поведении девочек-подростков и девушек.

Установлено, что во время менструации у 30% школьниц имеет место снижение физической активности, у 70% — склонность к одиночеству, у 60% — снижение уверенности в себе, у 47% — ослабление интереса к занятиям. Если к этому добавить предшествующие менструации тошноту, головную боль, а также отмечаемые почти у половины школьниц схваткообразные боли (интенсивные — у 9%, умеренные — у 16%, слабые — у 23%), то станет понятным, что состояние и самочувствие девочек и девушек в этот момент нарушено значительно. Не учитывать этого было бы и неразумно и негуманно.

Видимо, надо признать, во-первых, что мы имеем дело со своеобразным болезненным состоянием и, следовательно, девочка в этот период должна расцениваться как больная (хотя она и не пропускает уроков); во-вторых, что в большинстве случаев она не отдает себе отчета в особенностях своего поведения и не вполне может с ним справиться.

Следует знать, что многие случаи тяжелых предменструальных синдромов берут начало именно в подростковом возрасте; отсюда ясно, сколь велика ответственность, лежащая на взрослых, сколь важно их правильное отношение к девочке в нелегкие дни.

Мы все согласны в том, что один из важнейших педагогических принципов — сочетание требовательности к нашему воспитаннику с уважением к нему. Не забудем: это уважение предполагает, что мы будем стараться понять, каковы особенности физического и психического состояния девочек в то время, когда они испытывают немалые напряжения, связанные с половым созреванием.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: