Новое отношение к себе

Апр 09 2012

Новое отношение к себе
Когда мы хотим дать характеристику личности подростка, нам часто приходится прибегать к терминам, в которых мы не так уж нуждались, говоря о предшествующем возрасте, — терминам, начинающимся с «само»: самопознание, самовоспитание, самообразование, самоопределение. В них зафиксировано новое отношение подростка к себе, и не просто новое отношение, но и активность нового рода, связанная с тем, что подростку предстоит включиться в жизнь взрослых, а значит, и подготовиться к этому.

Конечно, ребенок и раньше стремился к тому, чтобы каким-то образом участвовать в жизни и делах взрослых. У дошкольника и младшего школьника стремление это находило выход в игре: играя, ребенок брал на себя, осваивал те обязанности, те профессиональные роли, которые взрослый выполняет в реальной жизни. Значение ролевой игры для нравственного и социального развития ребенка, как мы знаем, велико. Но вместе с тем возможности игры и очень ограниченны: ведь в игре ребята все-таки действуют «понарошку». В подростковом возрасте ролевые игры сходят на нет. Подросток отворачивается от воображаемых, выдуманных ситуаций и поворачивается к реальной действительности.

Желания, стремления и намерения младшего школьника и подростка могут быть весьма сходными, но у подростка изменяются способы их воплощения. Ребенок хочет быть смелым, подросток — тоже. Но ребенок удовлетворяется тем, что воображает себя смелым в соответствующей этому качеству роли, а подросток изменяет себя: специальными упражнениями искореняет собственную трусость и воспитывает смелость. Ребенок хочет быть моряком, подросток — тоже. Но ребенок удовлетворяется тем, что в воображаемой ситуации (с помощью или без помощи подходящих предметов) совершает какие-то условные действия, которые представляются ему характерными для моряка; подросток же начинает готовить себя к избранной профессии.

Активность по отношению к самому себе, подчиненная определенной и лично значимой цели, — новая и важная особенность подростка. Другое дело, что определенность таких целей у ребят неодинакова. И если цель хрупка, если нет твердого намерения добиться результата, то, конечно, это сразу видно — и наблюдать таких подростков приходилось всем.

Подражание свойственно многим ребятам. Но, усиленно подражая кому-то, подросток не хочет признать этого. Многие считают подражание унизительным для себя, потому что, как сказал один подросток, «подражать — это значит не иметь своего «я». А иметь свое «я» очень важно подростку. Упрек товарища: «Мнения своего не имеешь!» — обижает каждого. Именно в этом возрасте некоторые оценки, суждения, мнения осознаются как личные. И тогда с полным правом подросток высказывает их в разговоре в качестве своих собственных, как свои собственные защищает их в споре. Именно у подростка отмечаем мы впервые подлинную заботу о самостоятельности в поступках, решениях, взглядах. А к концу подросткового возраста появляется стремление самому и одному, без обсуждения с другими, разобраться в важном вопросе: все обдумать, взвесить, принять решение. (Потребность во внутреннем раскрепощении будет нарастать и позже, в юности.) Энциклопедия фильмов ужасов и фантастики.

Появляется желание и стремление научиться управлять собой. Младшие подростки часто еще не умеют видеть себя со стороны, сдерживать себя. Различного рода неудовольствия, обиды, протесты могут выражаться очень бурно и непосредственно. Для старших подростков характерно стремление «не давать волю страстям», овладеть своим поведением. Многие уже обладают достаточно развитым умением сдерживать себя, а в случае необходимости даже скрыть подлинное отношение, мнение, настроение. В поведении появляется как бы второй план, в разговорах тоже: они уже нередко «с подтекстом».

Подросток учится подчинять свои действия выполнению поставленной задачи. Ему хочется многое успеть, но времени не хватает. Возникают размышления о личном смысле разных занятий. Они подразделяются на нужные и ненужные, Важные и неважные; за таким разделением уже стоит складывающаяся система личных ценностей.

Появляется ощущение быстротекущего времени, боязнь потратить его попусту, попытки планировать его, составляя режим. Следование ему переживается как жесткая необходимость; он становится средством самоорганизации, самовоспитания. Однако подростку не всегда удается выполнять намеченное, несмотря на большое желание делать это. «И расписание повесил на стенку, и будильник ставил на семь часов, а все не выходит! Ну, думаю, завтра начну, а завтра думаю — начну послезавтра, и пошло…» — огорчается шестиклассник. Но и семикласснице это трудно: «Все наоборот! Перед собой стыдно! Ведь хочу, а не получается! Неужели у меня воли нет?» Сверстник этой девочки столкнулся с подобными трудностями и старался понять их причины: «Когда берешься за что-нибудь только по своему усмотрению, очень трудно все выполнить, все довести до конца. Ведь никто не проверяет: хочешь — делай, хочешь — нет. Не знаю, как другим, а мне все же надо, чтобы меня что-нибудь подталкивало, тогда дело пойдет. Очень трудно в любой обстановке делать все, если решил только сам. То одно помешает, то другое…»

Рационально составленный режим, решения, которые принимает подросток, нередко противоречат его непосредственным желаниям. Он не может совладать с ними, и они побеждают. У подростка ум и сердце часто не в ладу. Многие из ребят оправдывают свою неорганизованность отсутствием воли. Воспитание ее становится первостепенной задачей для большинства подростков; ведь именно волевой человек может сделать то, что решил сделать. Подростки понимают это очень хорошо. Любые, даже маленькие, победы над собой доставляют радость. Появляется внимание к собственному движению вперед, контроль за успешностью этого движения, огорчения по поводу того, что задачи и планы не выполняются, само-укоры, самокритика.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: