Новорожденное. Врожденные особенности

Мар 21 2011

Новорожденное. Врожденные особенности
Новорожденность — единственный период в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле и др.). Эти органические потребности обеспечивают выживание ребенка. Новорожденный с психологической точки зрения может быть признан человеческим индивидом, который несет в себе предпосылки стать личностью.

На долю новорожденного в первые дни выпадает такое, что ему нет аналогии во всей остальной жизни людей. Прежде всего, он должен справляться с атакой всевозможных раздражителей, которые обрушивает на него окружающий мир.

У новорожденного есть инстинкты (врожденные рефлекторные реакции), органы чувств, но он не располагает опытом. Он не знает, что он человеческое дитя, что нечто, которое он ощущает время от времени в поле своего зрения, — это его собственная рука, часть .его самого. Но он устроен таким образом, чтобы выделять из всей массы впечатлений человеческое лицо, человеческий голос, он смотрит прежде всего на лицо человека, прислушивается к человеческому голосу.

Пока ребенок — новорожденный, его реакции будут казаться случайными и непредсказуемыми. Он может кричать, требуя еды, каждые полчаса, но потом вдруг заснуть в проспать без пищи шесть часов подряд. Ощущение голода еще не приобрело цикличности. То же происходит и со сном: ребенок то «отключается» на десять минут, то спит пять часов подряд, и все это никак не говорит о том, каков будет ритм его сна завтра. Это же касается и плача: он может неожиданно начать плакать, а затем столь же неожиданно и необъяснимо вдруг умолкнуть.

Хотя новорожденные отличаются друг от друга, эти отличия носят пока характер индивидных различий; индивидуальные различия еще будут развиваться в последующие периоды в связи с общением со взрослыми и включением в деятельности.

Индивидные различия новорожденных можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние (физические) различия состоят в разнице роста, веса, конституционного сложения ребенка, его пола. Кроме того, сразу же видно, какой паст имеет кожа. Дети желтой и черной расы имеют не только соответствующий окрас кожи, но и особый сиреневатый окрас кожи на крестце, который остается в младенчестве и пропадает в раннем возрасте. Разрез глаз тоже имеет свою специфику. Кроме того, новорожденные несут черты своих близких по крови и это отличает их друг от друга.

Внутренние (психические) различия складываются из различий врожденного типа набора, сочетания и силы (или слабости) врожденных безусловных рефлексов, степени созревания психических познавательных процессов и органов, их представляющих.

Вес ребенка сразу же после рождения — это начальная точка отсчета его, и только его, развития и роста. Средний нормальный вес новорожденных 3,2 кг. Правда, мальчики обычно весят несколько больше, чем девочки, первенцы обычно весят меньше, чем последующие младшие братья и сестры. Однако у крупных родителей новорожденные весят больше, а у некрупных — меньше. Чем меньше вес ребенка, тем большего внимания при уходе он требует. Но и очень крупные дети требуют особого внимания. Ребенок может родиться недоношенным или недозрелым.

Большинство «легких» младенцев имеют недостаточный вес по одной простой причине: они родились недоношенными, т. е. прежде истечения полагающихся 40 недель внутриутробного развития. Новорожденный, появившийся на свет па 36 — 38-й педеле, будет нуждаться в особом уходе.

Поведение новорожденных детей тоже заметно различается. При всем соответствии новорожденных по своим поведенческим реакциям, они отличаются друг от друга. Поведенческие реакции могут зависеть от состояния матери во время беременности, от особенностей самого рождения. Ведь дети приходят в этот мир по-разному: самостоятельно родятся (головой вперед, ножками вперед), их вынимают наложением щипцов или через кесарево сечение матери. Все эти условия и обстоятельства рождения накладывают отпечаток на новорожденного.

Новорожденные могут быть спокойными и нервными. Нервные дети вздрагивают при громких звуках, отворачиваются от яркого света быстрее, чем спокойный ребенок.

Нервные дети вздрагивают, бледнеют от испуга и кричат при довольно слабых раздражителях. Маме предстоит запастись терпением — ухаживать за нервным ребенком сложно.

В отношении потребности в сне новорожденные бывают «сони» и «бодрячки». Все новорожденные спят около 16 часов. Одни способны спать по много часов подряд, до 22 часов в сутки. Но есть новорожденные, которые спят не больше 12 часов, и редко, когда их сон длится больше двух часов подряд. Все младенцы и в этой связи имеют большие различия, требующие индивидуального подхода.

Среди младенцев есть спокойные с выражением удовлетворенного благодушия на лице (это отражение полного внутреннего комфорта) и «несчастные», которым что-то все время неймется. Такие дети не могут расслабиться и уснуть, когда пришла усталость. Новорожденный может мучиться от желания спать, он плохо реагирует на родителей — не может смотреть, как это бывает у других детей. Такой ребенок медленнее развивается: дискомфорт постоянно тревожит его.

Ребенку могут быть врождены циклические реакции на время суток. Он может в последующем оказаться «жаворонком» или «совенком» — сейчас эти тенденции едва просматриваются, ведь он почти все время спит. Но отдельные намеки на его будущие суточные циклы иногда неожиданно себя проявляют.

Новорожденный не может жить без своей мамы. Мама пока не в полном восторге от него — она скорее в недоумении и растерянности. Но он так нуждается в маме, что все человеческое начало пробуждается в ней и начинает формировать любовь к своему ребенку, именно к этому несмышленышу, который еще совсем ничего не может. Эта любовь мамы полна высших альтруистических чувств. Ему она готова отдать все: время, душу, здоровье. Этот новорожденный, казалось бы, только ест, марает пеленки и спит. Что он дает другим? В самом деле, что он может дать?

Новорожденный, маленький кроха, человеческий индивид дает многое своей маме — он источник, причина возникновения высочайшей из человеческих способностей — любви матери к своему дитяти.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: