Нравственные представления детей

Дек 31 2010

Нравственные представления детей
При определении содержания нравственного просвещения детей — и подготовке к проведению этических бесед учителю важно знать, какие нравственные представления дети уже имеют.

В результате специально проведенных исследований было выяснено, что первоклассники могут самостоятельно дифференцировать хорошие и плохие поступки. Если ребятам давались картинки, где были изображены различные поступки их сверстников, то они без труда могли определить, кто поступает хорошо, з кто плохо. Правда, незначительная часть детей не умела увидеть за предметными действиями нравственный смысл поступка. Так, на одной из картинок был изображен мальчик, сидящий в трамвае, а рядом стоял взрослый человек, нагруженный сумками.

Они не увидели нарушения — нормы поведения со стороны мальчика.

Картинка, где был изображен мальчик, перебегавший дорогу перед самой автомашиной, вызвала другие ответы. Большинство детей увидело плохое в самом поступке мальчика («мальчик плохо поступает, машина может его задавить»), не связывая его последствия с переживаниями других людей. Лишь немногие дети после дополнительных вопросов сказали: «Маме этого мальчика будет очень плохо. Она будет плакать. Шоферу тоже будет плохо — ему придется отвечать за мальчика». Следовательно, первоклассники умеют самостоятельно выделять нравственную сторону как главную в поступке и взаимоотношениях людей в простых случаях. Это умение по отношению к более сложным случаям приходит постепенно, не сразу. Задача педагога состоит в том, чтобы подбирать (например, при чтении, в этических беседах и т. д.) различные по содержанию ситуация и постепенно усложнять характер их обсуждения с детьми, обучая их умению давать правильную нравственную оценку происходящему.

Среди нравственных представлений наиболее полные и разнообразные — о товариществе. В понимании младшими школьниками товарищества большое место занимает характеристика моральных черт сверстников. Дети указывают, что товарищ должен быть добрым, честным, щедрым, уступчивым, верным в дружбе, не злопамятным, не жадным. Младшие школьники могут сравнительно разносторонне оценить качества товарища. Учитель должен иметь это в виду и использовать эту способность при оценке событий в классном коллективе, при формировании общественного мнения.

Во всех классах были получены ответы, которые характеризовали представления о товариществе как в узком, так и в широком смысле. Представление о товариществе в узком смысле содержит признаки, характеризующие отношения учащихся между собой без связи с коллективом («помогает», «вместе играем», «защищает», «делится с товарищами»). Представление о товариществе в более широком смысле включает в себя признаки, характеризующие отношения данного школьника к коллективу в целом («не подводит класс»).

Как же изменяются нравственные представления школьников от класса к классу? Развитие представлений идет не за счет усвоения каких-то совсем новых признаков. Учащиеся всех классов назвали одни и те же признаки товарищества. В отдельных случаях дети младших классов давали более содержательные и развернутые ответы, чем учащиеся старших классов. Различие в ответах зависело от уровня общего развития школьника, а не от его отношения к коллективу или товарищам.

Качественные изменения в -представлениях связаны с обогащением, уточнением уже имеющихся представлений. Развитие нравственного представления идет от осознания внешнего проявления товарищества («вместе сидим», «вместе играем») к пониманию более сложных и тонких проявлений («не задается», «честно говорит о недостатках»). В представлениях детей о товариществе к III классу большое место начинает занимать характеристика моральных качеств своих сверстников. Школьники считают плохими товарищами тех, кто проявляет нетоварищеское отношение к ним в активной форме (ссорится, дразнится, дерется и т. п.). Но они не замечают пассивно выраженного нетоварищеского отношения и не считают плохим товарищем того, кто не участвует в общих делах, играх, не помогает одноклассникам в учении.

У детей уже имеются представления о том, что достаточно не делать плохого, чтобы быть хорошим товарищем. Это неполное представление является одним из возможных источников появления равнодушия к окружающим явлениям.

Для выяснения представлений детей о справедливости была использована беседа по прочитанному рассказу. Рассказ на моральную тему позволяет предъявить один и тот же материал каждому ребенку и обсудить с ним одну и ту же ситуацию. Для бесед был выбран рассказ В. Осеевой «Перышко». В нем идея справедливости прямо не выражена, а заключена в подтексте, это вызывало определенную трудность у детей.

В представлении младших школьников доброта и отзывчивость — это умение прийти на помощь другому, щедрость, забота о товарище. В III — IV классе многие дети уже подчеркивают активность доброты («помогает», «не дает в обиду маленьких», «защищает»), но вместе с тем лишь немногие дети видят проявление доброты в сопереживании с другими. В этом сказывается не только особенность возраста, но и недостатки воспитательной работы: внимание детей чаще обращается на внешние, материальные ее проявления («отдал», «помог») и меньше на то, что доброта, товарищество могут проявляться в духовной поддержке, во внимании, в приветливо сказанном слове.

Существует различная мера трудности в усвоении детьми нравственных представлений. Для младших школьников наибольшую трудность для усвоения представляет категория справедливости. Представление о справедливости у них связано с уравнительным распределением блага.

Содержание представлений о товариществе, отзывчивости, справедливости, о котором было сказано выше, является характерным для детей младшего школьного возраста в целом. Но в конкретном классе уровень развития нравственных представлений детей может быть несколько отличен от средневозрастного. Поэтому, организуя нравственное просвещение школьников, наряду с определением содержания для этических бесед учитель должен провести работу по изучению реальных знаний детей, выявить возможные пробелы и ошибки в их представлениях.

В IV классе дети уже могут анализировать и обобщать собственные поступки, видеть в них проявление определенных черт характера, критически относиться к себе, ставить цель измениться к лучшему, т. е. подходят к необходимости самовоспитания.

Нет ответов пока » Воспитание школьников, Общая психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: