Об осанке

Янв 18 2012

Об осанке
Очень важно воспитать у подростка правильную осанку. Осанка — это умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр. Вместе с тем осанкой называют и саму эту правильную позу. При правильной осанке голова и туловище — на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и находятся (правое и левое) на одном уровне, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах.

Почему ценна правильная осанка? По двум основным причинам: во-первых, все внутренние органы находятся в наиболее удобных условиях; во-вторых, движения человека наиболее естественны, экономичны и результативны. Напротив, неправильная осанка вредна для здоровья, для работоспособности, для внешнего вида. Например, сутулость, впалая грудь затрудняют работу сердца и легких, а это приводит к тому, что организм получает недостаточно кислорода; отсюда повышенная утомляемость, раздражительность. Расслабленность (а затем и слабость) мышц живота приводит к смещению органов брюшной полости, атонии желудка, застойным явлениям в желчном пузыре и кишечнике.

Воспитывать правильную осанку можно физическими упражнениями и постоянным контролем за соблюдением правильной позы во время еды, сна, на уроке и дома — при выполнении домашних заданий, чтении книг (некоторые подростки любят читать полулежа, что вредно), в трудовой деятельности, на прогулке.

Важнейшим условием правильной осанки является нормальное развитие позвоночника. Несмотря на то что все физиологические изгибы позвоночника формируются полностью к началу ходьбы, они долгое время остаются незакрепленными и до 7 — 12 лет поддерживаются лишь за счет активной работы мышц. Лишь у подростков после 11 — 12 лет происходит фиксация изгибов позвоночника за счет определенного соотношения его костных и хрящевых элементов.

Если к подростковому возрасту вы не смогли научить сына, дочь самостоятельно следить за своей позой, вам на некоторое время придется сохранить за собой роль контролеров. Вам придется следить за возможными нарушениями позы и исправлять их сразу же.

Важно, чтобы во время письменных работ край стула, на котором сидит ребенок, заходил под крышку стола на 2 — 4 см, ноги стояли свободно на полу, голени были под прямым углом к бедрам, предплечья лежали на крышке стола, плечи находились на одном уровне, спина была прямой, голова лишь немного наклонена вперед. Главные нарушения правильной позы в этом случае: голова опускается и наклоняется вбок, локоть левой руки свисает со стола (из-за чего левое плечо опускается ниже правого, а позвоночник искривляется влево), грудь упирается в стол.

При чтении, приготовлении устных уроков поза может быть •более свободной и разнообразной, но следует запрещать сидеть боком к столу, подкладывать под себя ногу, сидеть согнувшись с опущенным локтем. Недопустимо длительное ношение школьником портфеля в одной руке; необходимо носить нужные для занятий предметы в ранце за спиной.

Но ваш контроль не может быть бесконечным. В принципе подростки уже способны к определенному самоконтролю. Поэтому им следует сообщать знания о признаках правильной и неправильной осанки, о мерах предупреждения нарушений осанки. Если сначала вам приходится самим непосредственно поправлять позу сына, дочери, то потом все чаще ограничивайтесь напоминанием: о том, что поза должна быть правильной.

Особая задача воспитания правильной осанки у подростков — закрепить нормальные ее навыки при статических позах и при передвижениях, выработать ощущение правильной осанки. Для последнего полезна ходьба с предметом на голове с сохранением правильного положения тела; упражнение может выполняться с открытыми и закрытыми глазами. Полезны также упражнения с мячом такого типа: взять два небольших мяча, подбрасывая один вверх, другой мяч поднимать с полу и стараться не дать упасть на пол первому.

При воспитании осанки у подростков следует учитывать тот факт, что вследствие интенсивного увеличения длины нижних конечностей происходит перемещение центра тяжести тела вверх. Это может неблагоприятно сказываться на развитии плечевого пояса, изгибов позвоночника, манеры держать свое тело. Следует иметь в виду, что подростки вследствие переоценки своих физических возможностей склонны поднимать чрезмерные для них тяжести — а это неблагоприятно сказывается на состоянии позвоночника, который в этом возрасте все-таки еще полностью не сформирован.

При выполнении заданий по труду, связанных с положением стоя (например, работа по выпиливанию, строганию и т. д.), нужно следить за тем, чтобы ступни ног были расставлены с небольшим разворотом наружу, вес тела перенесен с пяток на переднюю часть стоп; колени были выпрямлены, живот подтянут, кисти рук во время работы развернуты. Необходимо соблюдать прямое положение корпуса, а если характер работы этого не позволяет, то чаще менять позу, так, чтобы нагрузка была равномерной на обе половины тела.

К сожалению, порой плохая осанка оказывается результатом сознательных усилий подростка. Некоторым мальчикам кажется, что широко расставленные ноги, общее напряженное положение тела — это признак силы и мужества. Конечно, эта манера лучше, чем манера гнуться и сутулиться, но она производит комическое впечатление. Следует внушить подростку, что правильная осанка — та, которая сочетает в себе полную свободу и ненапряженность с подтянутостью и гибкостью; движения должны быть не размашистыми, а экономными.

Другой недостаток — нарочито небрежная манера двигаться, общая расслабленность и как бы вялость. Это тоже способ «приобщения» к более взрослому возрасту. Только здесь предполагаются не взрослые сила и мужество, а, видимо, «умудренность жизненным опытом», некая небрежность в восприятии окружающего, якобы свойственная взрослым и уже несколько утомленным, жизнью людям, в противовес непосредственности и острому интересу к окружающему, характерным для нормального подростка… Следует внушать подростку, что никого он этим не удивит и что такие манеры свойственны отнюдь не лучшим из взрослых и действительно умудренных жизнью людей.

Нет ответов пока » Подросток

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: