Общение как обмен сообщениями

Янв 23 2011

Общение как обмен сообщениями
С помощью средств общения осуществляется обмен сообщениями, или коммуникация.

Коммуникация (от англ. communico — сообщать, передавать) — одна из сторон человеческого общения — информационная, предполагающая обмен между людьми представлениями, идеями, ценностными ориентациями, эмоциями, чувствами, настроениями и т. п. Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей. Однако когда человек совершает какую-либо деятельность индивидуально, то и здесь осуществляется коммуникация: во-первых, с каким-либо одним человеком или людьми, которые должны оценить результаты деятельности — он думает о людях и их мнении, во-вторых, с самим собой — он сообщает себе представления, идеи, ценностные ориентации, эмоции, чувства, настроения и т. п. и сам оценивает эти сообщения.

Когда двое или более людей обмениваются сообщениями, то возникает необходимость во взаимопонимании. Люди могут говорить между собой, добиваясь тонкого взаимопонимания, или, несмотря на усилия, так и не понять друг друга.

За словами стоят значения и смыслы.

Значение — содержательная сторона слова как знака. Каждое слово несет в себе закрепленный за ним как за знаком признак предмета, явления. Иными словами, значение есть выработанное человечеством и зафиксированное в понятиях обобщенное отражение действительности и норм деятельности.

Смысл — значение слова, преломленное через призму индивидуального практического опыта. Смысл связан с мотивами человека, его ценностными ориентациями, т. е. с его жизненной позицией.

Смысл и значение характеризуют психологическую структуру сознания человека, индивидуализируют его.

Общение как обмен сообщениями способствует взаимопониманию людей. Для того чтобы достичь его, люди пользуются одним языком, традиционно сложившейся, индивидуально окрашенной экспрессией и другими средствами. Однако взаимопонимание возникает не всегда. Это объясняется тем, что к одному и тому же явлению люди могут относиться по-разному, между людьми могут быть социальные, политические, нравственные, профессиональные и иные различия.

В тех случаях, когда взаимопонимание отсутствует, повышается эффективность (возбуждение) общающихся. Аффективность не способствует взаимопониманию, а, напротив, усугубляет непонимание на речевом и эмоциональном уровнях. Поэтому следует помнить, что успех коммуникации обеспечивает постоянное внимание к партнерам по общению и готовность к коррекции своих отношении и оценок по ходу общения. Общение — высочайшая радость и счастье, когда люди достигают взаимопонимания. Но одновременно общение — тяжелый труд, требующий от человека умственной, нравственной и эстетической мобилизации.

В психологии выделяют следующие сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба), информативные (передача реальных или вымышленных сведений), экспрессивные (вызывание эмоционального переживания), установление и поддержание контакта.

Нет ответов пока » Общая психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: