Общение как взаимопонимание

Янв 20 2011

Общение как взаимопонимание
Всякое взаимодействие предполагает взаимопонимание и взаимоуважение. Поэтому за всяким взаимодействием на уровне установления взаимопонимания как бы стоят следующие вопросы: Ты меня понимаешь?, «Ты меня уважаешь?», «Ты мне сочувствуешь?» Ответов по существу может быть только два: «да» или «нет». «Да» — ответ при утверждении согласия, «нет» — ответ при отрицании, отрицательном ответе на вопрос. С высказанного или подразумеваемого «да» или «нет» начинают развиваться взаимодействия людей в сторону установления единодушного взаимопонимания или установления психологического барьера.

Человеческой особенностью является чувство собственного достоинства, самоуважение, притязание на признание со стороны других людей. Это важнейшие качества личности, которые определяют ее стремление к развитию, самосовершенствованию. Однако эти качества могут быть и причиной слишком снисходительного отношения человека к самому себе, более снисходительного, чем к своему товарищу, и особенно к несимпатичному или неприятному для него человеку. В этом случае один и тот же человеческий недостаток оценивается по-разному, в зависимости от того, характеризует человек самого себя или другого, тем более неприятного, человека.

«Я такая эмоциональная! Совсем не могу сдерживаться!» — говорится о себе. «Он совсем несдержан. С ним невозможно общаться!» — это уже о другом.

«Я люблю обмениваться мнениями и доказывать свою правоту!» — о себе. «Он ни с кем не считается. Какое самомнение!» — о другом.

В общении участвуют по крайней мере двое. Люди, вступающие во взаимодействие, стремятся дать себе отчет в том, что же представляет собой партнер по общению. Участники общения постоянно рефлексируют, стараются понять друг друга. С. Л. Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «чита’ем», то есть расшифровываем значение их внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению»1. От точности «прочтения» внешних особенностей и вычисления особенностей внутреннего мира партнера по общению зависит успешность взаимопонимания.

Как же происходит проникновение во внутренний мир другой? Даже беглый взгляд позволяет многое увидеть в человеке: «внешний вид, выражение лица, осанка, прическа, одежда, манера себя вести говорят, опрятен ли он, каков уровень его культуры.

В процессе взаимного познания принимают участие четыре механизма: идентификация, рефлексия, моделирование, а также обособление.

Идентификация — отождествление себя с другим человеком пли с группой, образцом. Идентификация помогает попять чувства другого, его переживания, развивает способность к рефлексии.

Рефлексия — осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению, коррекция своего поведения в связи с возможным поведением другого.

Рефлексия, так же как идентификация, является важнейшим механизмом, позволяющим проникнуть во внутреннее состояние, намерения, мотивы, мысли, чувства и ценностные ориентации другого человека.

В обыденной жизни идентификация и рефлексия осуществляются на бессознательном уровне. Человек может приписывать другому свойственные ему самому мотивы и поступки. В этом случае не трудно ошибиться: переоценить или недооценить другого. Можно также ошибочно отнести человека в разряд уже известных стереотипов — штамповых типажей. Наиболее распространены стереотипные представления о непосредственной связи между внешними данными человека и чертами его характера и интеллектом: квадратный подбородок — сильная воля, большой высокий лоб — ум, красота — глупость, тонкие губы — ехидство, хитрость. Склонности человека к стереотипизации восприятия других людей можно противопоставить сознательное моделирование личности воспринимаемого человека.

Моделирование личности другого включает в себя идентификацию, рефлексию, отнесение воспринимаемого человека к стереотипному типажу, которые проходят бессознательно. Однако моделирование включает в себя и сознательное оценивание другого по проявлениям (непосредственным и специально построенным). Такое моделирование позволяет переступать через сложившиеся социальные стереотипы, через услышанное общественное или индивидуальное мнение, которое может задать установку на восприятие и отношение к другому; через личный опыт самого человека. Моделирование личности другого включает в себя всевозможные ориентировочные действия и требует от человека высоких моральных качеств.

Обособление — эмоциональное отстаивание отдельным индивидом своей природной и личностной сущности, непосредственное переживание.

Нет ответов пока » Общая психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: