Общение мальчиков и девочек

Мар 13 2011

Общение мальчиков и девочек
Детский сад для ребенка — это не только сфера общения, прекрасная возможность познавать окружающий мир (ведь воспитатель согласно плану обучает ребенка), не только возможность эмоционально оценивать мир (этому тоже учат в детском саду), но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети младшего и среднего дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками.

В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, сфера общения где ребенок приобретает первые навыки поведения в детском коллективе среди равных участников общения.

На развитие личности ребенка влияет группа сверстников (сфера общения). Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, но он еще не зпает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

Взрослые а период младшего и среднего дошкольного возраста ребенка начинают, сознательно ил» бессознательно, обучать ребенка его половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в тон, что значит быть м.альчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлений агрессивности, поощряют активность, инициативность, а от девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

В семье ребенка изо дня в день ориентируют па ценности своего пола. Ему сообщают, как должен вести себя мальчик или девочка. В каждой культуре существуют закрепившиеся шаблоны воспитания детей как будущих мужчин и женщин. Мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь. Ты не девочка. Ты — мужчина». И тот учится сдерживать свои слезы. Девочку наставляют: «Не дерись, не лазай по заборам и деревьям. Ты — девочка!» И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она — девочка! Такие и подобные установки взрослых ложатся в основу поляризации поведения. Кроме того, стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола: такие признаки, как душевность, чувствительность, эмоциональность, больше присущи женщине, смелость, решительность, самообладание — признаки мужественности.

Воспитатель поступит неверно, если будет слепо следовать этим сложившимся стереотипам. Необходимо искать способы разностороннего развития мальчиков и девочек как будущих личностей.

В младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок обкару» живает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Но здесь мы наблюдаем и парадоксальное поведение ребенка. Нередко индивидуальные особенности человека ребенок принимает за признаки, присущие определенному полу. Так, мальчик Никита стал подражать знакомому молодому мужчине, который, видя обожание в глазах мальчишки, шутя сказал ему: «Настоящий мужчина, Никита, должен делать так» — и ловко быстрым н еле уловимым движением головы закинул волосы назад. Находясь под очарованием своего взрослого друга, Никита начал непрерывно встряхивать головой.

Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипным формам поведения взрослых, являющимся вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) — Так, мальчики хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.

Половая идентификация, отождествление себя с представителями своего пола развивается где-то к трем годам, в процессе того, как ребенок учится осознавать себя как будущего мужчину или женщину. «Я — мальчик» или «Я — девочка» становится знанием и убеждением ребенка. Здесь осознание своего «я» непременно включает в норме и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте.

В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать для себя игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола.

В младшем и среднем дошкольном возрасте обнаруживается доброжелательная пристрастность к детям своего пола, что определяет развитие самосознания.

Общение мальчиков и девочек в четыре-пять лет носит особенный характер: с одной стороны, это общение по поводу игры, в которой строго распределены роли в зависимости от пола, с другой — это непосредственное общение со сверстниками. В первом случае в начале игры все роли классифицируются как роли для мальчиков и роли для девочек. Поляризация ролей четко выявляет выбор роли для мальчиков и для девочек. Но постоянно помнить друг о друге, что одни — мальчики, а другие — девочки, ребенок не может. Детская живая непосредственность берет свое: нередко дети играют друг с другом просто как сверстники, не заботясь о том, что они как бы нарушают половую идентификацию.

И все-таки в младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок открывает, что все люди делятся на мужчин и женщин: он обретает знание о том, к какому полу принадлежит он сам и как он должен действовать в той или иной ситуации.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: