Общение — одна из основных социальных потребностей человека

Дек 07 2010

Общение — одна из основных социальных потребностей человека
Именно в общении происходит формирование личности: человек учится оценивать поступки и отношения, усваивает моральные нормы, проверяет и применяет эти нормы на практике и тем самым вырабатывает нравственные принципы своего поведения, по которым живет и действует. Такие важнейшие качества личности, как ответственность, долг, принципиальность, отзывчивость, честность, доброта, не только проявляются, но и формируются в общении. Без него они превратятся в абстрактные символы. Недаром же говорят, что легче любить все человечество, чем своего соседа по квартире.

Другой, не менее важной ролью общения является то, что оно способствует формированию у человека разнообразных познавательных интересов: может дать толчок к самообразованию или, наоборот, затормозить его. Очень ярко это проявляется в компаниях, группах подростков. Кто-то, например, начал увлекаться рассказами о великих географических открытиях. Друзья сначала слушают, потом сами начинают «добывать» какие-нибудь малоизвестные факты. К сожалению, бывают и обратные случаи. В некоторых группах товарищей «не принято» интересоваться серьезными вещами, читать классику и т. п. Поэтому тем, у кого есть подобный интерес, приходится скрывать его, чтобы не оказаться «белой вороной». В результате обедняется и само содержание общения и в конечном счете интеллект его участников. Известные советские публицисты Александр и Ольга Лавровы в одной из своих книг приводят такой факт. В комнате студенческого общежития жили четыре студента, трое из них были достаточно интеллектуально развитыми людьми, а один интересовался только спортом. Чтобы повысить культурный уровень этого студента, «интеллектуалы» проделали следующий эксперимент. Они развесили в комнате репродукции картин, гравюры и начинали разговаривать со «спортсменом» только тогда, когда он случайно, непроизвольно бросал взгляд на эти картины. В остальных случаях они с ним не общались. Постепенно этот студент понял, что если он хочет иметь нормальные взаимоотношения с товарищами, то должен интересоваться чем-то еще, помимо спорта. Дело в конце концов кончилось тем, что он предложил: «Давайте сходим в картинную галерею».

В этом остроумном, хотя и несколько жестоком эксперименте наглядно проявилась роль общения в интеллектуальном развитии человека. Здесь учителю уместно предложить учащимся привести примеры влияния общения со сверстниками на развитие других сторон личности (настойчивости, ответственности, верности в дружбе и др.).

По, пожалуй, наиболее значительна роль общения в познании человеком себя и других. Любой человек сопоставляет то, что наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях; сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие. В результате он получает необходимые сведения для формирования оценки себя как личности, определенного эмоционально-ценностного отношения к себе. Чем разностороннее круг общения человека, тем и разнообразнее эти сведения.

Советский философ А. И. Титаренко справедливо пишет, что нет ничего радостнее, чем узнавание другого человека, хотя эта радость и не всегда очевидна. «Каждый человек, сам того не зная, бывает в своей жизни Колумбом много раз, когда он открывает неизведанные для себя миры — души других людей. Конечно, это узнавание происходит не без напряжения чувства и ума «познающего», не без его заинтересованности. Можно, наверное, даже метафорически сказать о «труде» узнавания другого человека. И «труд» этот не только радостен, но и опасен — ведь узнавая, иногда разочаровываешься в людях» .

Нравственное взаимопонимание осуществляется с помощью различных средств, причем у разных людей диапазон этих средств может быть весьма различен. Одни больше оперируют эмоционально- интуитивными оценками («Я не знаю почему, но поступок этого человека мне не нравится»), другие используют рациональные объяснения («Этот поступок, хотя внешне он и выглядит вполне нравственным, я считаю таковым, потому что…»). У одних развита способность к нравственной самооценке, что служит им основой для оценки окружающих. Другие оценивают людей, прямо соотнося поступки с теми или иными нормами и запретами. У третьих оценки поведения других людей вообще могут быть развиты слабо.

Неодинаковой является и реакция на неудачи в общении у разных людей: одни больше склонны винить во всем себя, другие — других людей, третьи — обстоятельства.

Неудовлетворенность потребности в общении вызывает у человека любого возраста отрицательные эмоциональные переживания, ожидание неблагополучия даже тогда, когда ему, казалось бы, ничто не угрожает. При длительном сохранении неблагополучно сложившихся отношений могут произойти существенные изменения в характере человека. Он будет постоянно ждать недоброжелательства, непонимания своих истинных мотивов поведения, отрицательной оценки своих поступков. Мы говорили, как тяжело переживается такое одиночество, когда человек лишен самой возможности общаться с другими людьми. Не менее тяжело переживается и одиночество на людях, когда есть реальная возможность общения, но она по каким-либо причинам не реализуется.

В мире капитала, там, где господствует философия индивидуального успеха, где отношения основываются на взаимном отчуждении людей, проблема одиночества встает особенно остро.

В некоторых странах организована специальная «служба внимания», так называемый телефон доверия: человек может позвонить по определенному телефону и просто поговорить, рассказать о себе, своих проблемах и переживаниях. Незнакомый человек на другом конце провода (психотерапевт) обязан внимательно выслушать, проявить сочувствие и но возможности дать совет. Сейчас первые телефоны доверия появились и в нашей стране. В качестве эксперимента такая служба начала работать в Москве и Днепропетровске. По-видимому, в некоторых крайних случаях такая «служба внимания» может быть полезна, однако она не заменяет настоящего, непосредственного общения.

Нет ответов пока » Социальная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: