Общественные поручения в октябрьской звездочке. Часть 2

Дек 31 2010

Общественные поручения в октябрьской звездочке
В 1 классе происходит некоторое изменение в мотивации детей: они начинают чаще (половина детей) действовать, желая получить «оценку по существу», оценка 5 сама по себе уже является не столь действенным стимулом. Дети начинают понимать, что главное в процессе обучения — овладение любым видом деятельности: приобретение необходимых умений и навыков для достижения положительного результата.

Этот процесс не должен проходить стихийно, нельзя полагаться на то, что со временем дети сами до всего дойдут. Задача учителя — постоянно уделять внимание воспитанию мотива, отражающего интерес к самой деятельности, к процессу овладения, совершенствованию отдельных операций, что в конечном счете приводит к хорошим результатам.

Для этого важно ставить детей в ситуации, когда они действуют, не ожидая похвалы, следить за тем, как в этих условиях относится каждый к своей работе, обязанностям. Здесь поступок «по секрету», когда никто не узнает, кто же сделал это хорошее и полезное дело, является не только мерилом сформированности общественных мотивов, но и условием их формирования. Педагогически целесообразно давать оценку не в форме балла и не просто одобрять или осуждать («Плохо работаешь, не стараешься», «Молодец, хорошо выполнил работу»), а давать обоснованный анализ того, что получается, а что не получается у ребенка, предлагать ему подумать над тем, как преодолеть имеющиеся недостатки, дать конкретные рекомендации, как добиться лучших успехов. Например, разбирается работа дежурного. Учитель подводит итог оценочным высказываниям детей. У одного учителя это сводится к следующему: «Ну как, ребята, что мы ему поставим за дежурство, какую отметку?»

Дети. Пять, три, пять.

Учитель. Я думаю, надо поставить пять.

Другой педагог иначе ставит вопрос: «Ребята, как вы думаете, чему надо Вове научиться, что у него еще не получается?»

Дети. Он забывает вымыть тряпку после уроков и подобрать у доски крошки мела.

Учитель. А что у него хорошо получается?

Дети. Он всегда хорошо вытирает доску и не забывает проветрить класс.

Безусловно, что такой анализ дети дают не сразу. Для этого они хорошо должны знать содержание работы дежурного, те требования, которые предъявляются к ее выполнению, к оценке результатов. Сначала такой анализ делает учитель сам, привлекая к разбору результатов работы вожатого; постепенно дети вместе с вожатым учатся давать правильную, обоснованную оценку работе, обсуждая ее результаты по существу.

Постепенное усложнение поручений. Используя систему поручений как средство воспитания, необходимо учить детей их выполнению, что возможно при условии, когда мы идем с детьми от более доступного к более сложному. Даже если у детей есть первоначально желание и потребность участвовать в общественной работе, то неудовлетворительное ее выполнение, плохие ее результаты помешают закрепить это стремление, развить его дальше. Нельзя, конечно, все время усложнять само содержание работы, в конечном счете оно себя исчерпает, а дальнейшее усложнение идет по линии совершенствования методики организации ее выполнения, развития самостоятельности детей в процессе работы и подведения ее итогов.

Проследим этот процесс на примере работы дежурных, Выполняя обязанности дежурных, дети постепенно приучаются к самостоятельности, расширяются их функции организаторов, усложняются отношения исполнителей и ответственных, они начинают выполнять все более сложную по содержанию работу.

Нередко, наблюдая за первоклассниками, можно видеть, как во время дежурства один из них работает, а другой, не зная, что ему нужно делать, только смотрит на работающего товарища. Это происходит не потому, что ребенок не хочет трудиться, а потому, что он оказался менее инициативным. Иногда, если оба ученика достаточно энергичны, у них даже возникают споры из-за права работать. Поэтому педагоги должны с самого начала дать учащимся практический урок по распределению сил в общем труде.

В начале года, после того как учащиеся несколько освоились с новой для них обстановкой класса, выделяется трое дежурных; учитель сначала сам распределяет между учащимися обязанности. Один из них следит за чистотой тряпки, которой вытирают классную доску; второй следит за тем, чтобы мел был около доски, достает его из шкафа перед уроками и убирает после уроков на место. Третий дежурный перед уроками вывешиоает полотенце и кладет мыло на полочку, после уроков он все это убирает в шкаф. Трое дежурных выделяются для того, чтобы большее число детей приняло участие в работе, чтобы более конкретным было определение задания, а также для того, чтобы объем выполняемой работы был по силам учащимся.

После того как все учащиеся научились выполнять разнообразные обязанности дежурного, вводятся новые элементы в организацию дежурства. Теперь дежурные получили одно общее для всех задание и должны были сами распределить работу между собой. На первых порах учитель и вожатые помогают учащимся, они следят за тем, чтобы все дежурные были одинаково заняты. Причем эта помощь оказывается в присутствии всего класса, чтобы все учились на примере своих товарищей. Затем эти функции выполняет один вожатый, помогая дежурным, показывая им правильные приемы работы.

Организация дежурств и дальше усложняется. Нужно научить детей не только распоряжаться самим, но и подчиняться требованиям старшего по дежурству ученика. Так как дети обычно не очень охотно слушаются друг друга и не умеют организовывать своих товарищей, то первый опыт в этом направлении должен быть очень конкретным. Сначала учитель сам назначал дежурных и помогал им распределять между собой обязанности, затем это делал вожатый, а позднее — ответственный дежурный.

При организации дежурств учителю нельзя забывать и о воспитании правильных отношений между детьми. Иногда старшие в группе дежурных слишком грубо распоряжаются, кричат на товарищей, обижают их. Такие факты нужно разбирать в классе и обсуждать. Поведение детей, умеющих найти правильный тон б обращении с товарищами, ставится в пример всему классу.

Каково же содержание общественных обязанностей?

Обязанности командира. Сначала командир выполняет поручения вожатого звездочки: сообщить ребятам о сборе; напомнить каждому, что принести из дома для сбора; узнать, почему не пришел в школу товарищ по звездочке, и т. п. Позднее командир вместе с вожатым обсуждает предварительный план сбора, а затем вместе с учителем и ребятами его дополняет, изменяет.

Затем командир сам начинает перераспределять поручения в звездочке, учится оценивать работу каждого.

Командир строит ребят своей звездочки, отдает рапорт;

ведет запись в дневнике звездочки (это уже во II, в III классах), организует ребят во время сборов, умеет провести с ними игры, распорядиться;

учится у своего вожатого. А так как все по очереди выполняют обязанности командира, то дети учатся и друг у друга;

учится выдержке, справедливому отношению к своим товарищам, вежливому обращению с ними.

Санитар. Не только сам приходит опрятным в класс, но и проверяет чистоту рук, воротничков, ушей. Позднее он обращает внимание на прическу, учится оценивать ее аккуратность. Санитар помогает дежурным проветривать класс, поддерживать в нем порядок. Он может потребовать, чтобы октябренок помыл руки, привел в порядок свою прическу, ногти на руках, пришил оторвавшуюся пуговицу и т. п. Он ведет учет чистоты в классе.

Цветовод. Не только ухаживает за цветами, он ведет календарь природы и труда. Организует подкормку птиц, наблюдения за ними. Цветовод должен знать названия растений, за которыми ухаживает, птиц, которых подкармливают дети, рассказывать товарищам о природе все, что он узнает сам.

Хозяйственник. Раздает все необходимое, что нужно для урока: книжки, клей, пластилин, образцы поделок. В его обязанности входит поддерживать порядок там, где хранится имущество класса: учебные пособия, тетради. Хозяйственник организует вместе с командирами звездочек хозяйственный уголок, где хранятся полотенца, мыло, щетка, ножницы, иголки.

Библиотекарь. Сам умеет бережно обращаться с книгами и напоминает об этом другим. Он проверяет состояние учебников у своих товарищей, помогает им обернуть книгу. Библиотекарь участвует в организации библиотеки в классе, выдает книги, вёдет их учет, делает подклейку книг, организует их ремонт в звездочке. Вместе с вожатым он готовит выставку рисунков, иллюстрирующих прочитанные книги, проводит викторину по -прочитанным книгам.

Физкультурник и игровик. Проводит физкультминутку в классе, вместе с вожатым организует спортивные соревнования в звездочке: кто дальше прыгнет, попадет в цель, быстрее добежит до цели и т. д. Он выучивает и показывает ребятам своей звездочки комплекс утренней зарядки, вместе с вожатым интересуется, делают ли дети зарядку дома. Физкультурник организует игры спортивные, подвижные (чтобы узнать эти игры, он консультируется с учителем физкультуры, учителем, вожатым), настольные; разучивает с ребятами игры, в которые можно играть на переменах.

Нет ответов пока » Воспитание школьников

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: