Один за всех, и все за одного

Дек 07 2010

Один за всех, и все за одного
Сочетание всех указанных выше особенностей семейного коллектива создает особую духовную близость членов семьи, гармонию семейных отношений, жизнерадостность. Вот как характеризует атмосферу таких отношений шестиклассница.

«Паша семья очень дружная, потому что все в ней живут одной жизнью, одними заботами и радостями. Если в семье случается беда — это переживают все. Если в семье радость — это радость всех. Если у кого-нибудь что-то не ладится, все спешат на помощь. Все вопросы в нашей семье решаются сообща.

Я одинаково люблю и папу, и маму, и бабушку, и сестренку. Каждый мне близок и дорог по-своему. Но кто и что может заменить самое родное и близкое сердцу — маму! С ней я часто советуюсь. Она всегда поймет меня и, если необходимо, поможет. С мамой я делюсь самыми сокровенными мечтами и никогда ничего не скрываю от нее.

Свободное время наша семья чаще всего проводит дома. В выходные дни мы ходим в кино, театры, работаем в саду или ездим в лес.

Мама и папа очень внимательны к моей учебе. Каждый день они спрашивают о моих успехах и, если мне что-нибудь неясно, помогают. Но почти всегда я справляюсь сама. В свободное время я стараюсь как можно больше помочь родителям».

По усмотрению учителя можно обсудить сочинение, поставив вопросы: в чем проявляется коллективизм этой семьи? Каковы характерные черты взаимоотношений взрослых и детей? Расскажите о коллективистских отношениях в знакомых вам семьях.

Заключая обсуждение, важно подчеркнуть: коллективизм обогащает жизнь семьи, положительно влияет на все стороны внутрисемейного общения. Замечено, что семейное общение тем богаче, чем активнее в нем участвуют все члены семейного коллектива — и взрослые, и дети.

Характеристика семейного коллектива будет неполной, если _мы не обратим внимание на то, что формула «Все за одного, один за всех» включает двусторонние обязанности: каждого человека перед своим коллективом и коллектива в отношении каждого своего члена. «Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности, пока она состоит в нем, беспрекословного подчинения, как это вытекает из суверенитета коллектива» К При этом требования семьи к каждому своему члену во многом сходны с требованиями других коллективов.

Обращаясь к классу, учитель может спросить: каковы, по вашему мнению, основные из этих требований? Из ответов учащихся следует особо подчеркнуть такие требования, как признание каждым взрослым членом семьи важности «стратегического» плана жизнедеятельности семьи и активное практическое содействие его осуществлению, а также наряду с уважением каждого члена семьи особое почитание матери и отца.

Затем целесообразно спросить класс: что можно сказать о «стратегическом» плане жизнедеятельности семьи? В чем он состоит? Учащиеся, вспоминая основные функции семьи, обычно дают правильный ответ: важнейшее предназначение семьи — обеспечить всестороннее воспитание детей, подготовку их к труду и самостоятельной жизни на основе удовлетворения разнообразных потребностей, развития творческих сил и интересов супругов. Вместе с тем семья проявляет заботу о судьбе ее членов, об осуществлении их личных планов. Все это и составляет основу общего плана жизнедеятельности семьи. Отсюда вытекают и другие требования к члену семейного коллектива: выполнение своего долга по отношению к каждому члену семьи; взаимопомощь, ответственность за каждый свой поступок, дисциплинированность; содействие развитию взаимной требовательности; непримиримость к приспособленчеству и мещанству, к отрыву интересов семьи от интересов общества.

Естественно, что живительным, чудодейственным эликсиром, скрепляющим семейный коллектив, и важнейшим источником его счастья является любовь — супружеская, родительская, сыновняя, дочерняя.

На основе такого обсуждения обязанности семейного коллектива по отношению к каждому своему члену учащиеся смогут сформулировать самостоятельно. Однако здесь стоит подчеркнуть, что взаимная забота и ответственность каждого члена семьи и семенного коллектива естественны и скрепляются не только моральными и правовыми нормами, но и родственными узами.

На пути формирования семейного коллектива встречается немало. трудностей, «подводных рифов», которые усложняют его жизнедеятельность и даже могут разрушить его. Но об этом мы поговорим на одном из следующих уроков (тема 8 — «Последствия нарушений семейных отношений»).

Таким образом, мы убедились, что советская семья представляет собой коллектив особого рода, оказывающий всестороннее воздействие на своих членов. Эффективность и глубина этого воздействия в значительной степени возрастают, если семье, как коллективу, присущи следующие черты:

1. Основа жизни семьи — честный, добросовестный, общественно полезный труд. Дети оказывают взрослым посильную помощь, которая ими высоко ценится. Взрослые воспринимают труд как первейшую жизненную потребность, источник всех благ, прогресса и процветания всех людей. Тогда характер и мотивы этого восприятия незаметно, естественным путем передаются детям как бесценное наследство.

2. Семья — монолитный союз коллективистов, где один за всех, а все за одного. Этот коллектив имеет общественно ценную цель и перспективы, направленные на достижение лучшего будущего для всей семьи в целом и для каждого ее члена в отдельности. При этом семья не замыкается в себе, а осознает себя первичной ячейкой социалистического общества, частицей своей любимой Родины; стремится внести свой вклад в ее процветание и превыше всего ценит добросовестное отношение своих членов к общественным, трудовым (учебным) обязанностям; считает очень важным удовлетворение духовных потребностей (повышение идейно-нравственного и культурного уровня, учеба, чтение и т. д.).

Взрослые ее члены и младшие активно участвуют в общественной работе, которая в семье считается почетной и важной. В семье ярко выражены взаимоуважение (старших друг к другу и к младшим, а младших к старшим и друг к другу), взаимопомощь, поддерживается атмосфера жизнерадостности и оптимизма.

Общие дела семьи выполняются ее членами коллективно, важные вопросы (распределение бюджета, предстоящие покупки, поездка в отпуск и т. д.) решаются сообща. В семье царит обстановка откровенности: ее члены охотно делятся радостями, не скрывают ошибок, рассказывают о неудачах, о своих переживаниях. Возникающие иногда конфликты разрешаются быстро, не нарушая общей системы добрых взаимоотношений. Для семьи характерна постоянная и тесная связь с другими семьями (родственников, знакомых, соседей) и различными производственными коллективами.

Нет ответов пока » Психология личности, Социальная психология

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: